20 июня 2024 15:38
читать 13 минут

Власти не прислушались к бизнесу: Госдума готова одобрить повышение налога на добычу угля, железа и золота

Минфин предлагает увеличить налог на добычу целого ряда полезных ископаемых. Хотя на недавнем ПМЭФ предприниматель Александр Мордашов говорил о важности налоговой стабильности, Госдума готова одобрить инициативы правительства. Эксперты Mashnews оценивают влияние усиливающегося налогового бремени на проекты добывающих компаний.

 

НДПИ пойдет в рост

Комитет Госдумы по бюджету и налогам 17 июня рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении внесенный Минфином РФ законопроект, который предполагает увеличение налога на добычу ряда полезных ископаемых (НДПИ). В частности, речь идет об увеличении с 2025 года НДПИ на коксующиеся и энергетические угли: надбавка должна составить 10% от превышения цен в морских портах Дальнего Востока. Впрочем, по словам главы Минфина Антона Силуанова, власти пока не определились с уровнем пороговых цен, этот вопрос пока обсуждается.

«Мы считаем, что на стоимость угля на внутреннем рынке эта мера не должна повлиять. Заработает лишь при тех ценах мировых, когда они суперблагоприятны, - сказал министр. - То есть при сегодняшнем уровне цен эта мера не будет применяться».

Также, в соответствии с законопроектом, с 1 января 2025 г. должен вырасти налог на добычу золота (рост составит 10% от превышения мировой цены, которая составляет $1900 за тройскую унцию) и адвалорная ставка НДПИ при добыче алмазов (с 8% до 8,4%).

Кроме того, предлагается установить рентный коэффициент (КРЕНТА) при добыче калийных солей на уровне 8,8, а при добыче апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд  - увеличить с 7 до 15,5 (при расчете финального размера НДПИ собственно налоговая ставка умножается на КРЕНТА). Также с 4,8% до 6,7% должен быть увеличен уровень изъятия природной ренты при добыче железной руды.

Ранее Минфин предлагал повысить НДПИ только на железо и удобрения. Причем налог на добычу железной руды должен был вырасти лишь до 5,5%.

Увеличение налогового бремени для железодобытчиков должен принести в бюджет дополнительно 23,1 млрд рублей в год. Рост НДПИ по калийным солям даст 10,3 млрд руб. бюджетных доходов ежегодно, а по апатит-нефелиновым, апатитовым и фосфоритовым рудам - 14,3 млрд рублей. Золотопромышленникам новации обойдутся в 25,5 млрд рублей, алмазодобытчикам - в 2,1 млрд рублей в год. Оценки по углю не приводятся.

 

Дефицит бюджета как рычаг давления

Интересно, что в тот же день, 17 июня, думский Комитет по бюджету и налогам рекомендовал принять в первом чтении и поправки в закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», также инициированные правительством. Оценка дефицита федерального бюджета на текущий год, согласно поправкам, меняется с 1,595 трлн рублей (0,9% ВВП) на 2,12 трлн рублей (1,1% ВВП).

В основном переоценка дефицита связана со снижением дополнительных доходов от нефтегазового сектора: если ранее они оценивались в 1,821 трлн рублей, то теперь - в 1,053 трлн рублей. Эти поправки 19 июня Госдума приняла в первом чтении.

«Минфин зачастую использует дефицит бюджета и снижение доходов как своеобразное пугало, рычаг давления, с тем чтобы принять те или иные налоговые новации (речь именно об увеличении налоговой нагрузки), - комментирует доцент Финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков. - При том, что дефицит бюджета должен покрываться из средств Фонда национального благосостояния. В результате рост налогов бьет по реальному сектору, по производству».

В то же время банковский сектор лишь увеличивает доходность, указывает Крутаков. Действительно, по оценкам ЦБ, прибыль сектора в 2024 году составит 3,1-3,6 трлн рублей, а не 2,3-2,8 трлн руб., как ожидалось ранее.

При этом банки, по словам Крутакова, в реальный сектор вкладывают неохотно. Например, в конце 2023 г. Сбер заявил, что намерен стать одним из лидеров IT-рынка и планирует инвестировать в это направление 450 млрд рублей.

 

Налоговая стабильность Шредингера

Компании угольной и металлургической отраслей, а также производители удобрений не ответили на запросы Mashnews о комментариях по поводу повышения НДПИ. Однако на недавнем ПМЭФ основной бенефициар «Северстали» Алексей Мордашов как раз поднимал вопрос налоговой политики. В ходе делового завтрака Сбера «Россия-2030: как прийти к финишу четвертыми?» Мордашов обратил внимание на слова выступавшего перед ним первого вице-премьера Александра Новака, заявившего о важности финансовой стабильности.

«Мы говорим, что нужна стабильность налоговой системы, - сказал Мордашов. - Но налоговая стабильность означает неизменение налогов длительный период. Нельзя одновременно и налоги повышать, и рассуждать об их стабильности... Но мы видим постоянное введение новых поборов. Экспортная пошлина — три года назад нам ввели акциз на сталь на три года. Вот три года истекают с 1 января будущего года. По-моему, близко не идет речи о том, чтобы акцизы на сталь отменить. НДПИ на целый ряд минеральных ресурсов резко подняли, потом подумали-подумали и еще раз подняли (в виде предложения на 15%), подумали-подумали, и уже на 40% повышается НДПИ в рамках этой системы. Я скажу вещь абсолютно очевидную и абсолютно банальную, но, к сожалению, мы ее как-то не принимаем во внимание: все это подрывает доверие, подрывает нашу уверенность».

Мордашов предложил принять закон, по которому никакие платежи (включая НДПИ) и сборы на будущий год изменяться не будут.

Позднее замглавы Минфина Алексей Сазанов, комментируя слова Алексея Мордашова,  напомнил, что базовые параметры налогообложения корпоративного сектора не менялись последние шесть лет, а точечная донастройка налоговой системы была вызвана формированием сырьевой и экономической ренты, которая зависела лишь от котировок или валютных курсов. По словам Сазанова, как раз повышение рентных налогов (включая НДПИ) взамен снижения экспортных пошлин и позволит создать для бизнеса предсказуемые условия.

А государство, в свою очередь, получит необходимую для бюджетной сбалансированности доходную базу.

 

Угольщикам следует затянуть пояса

Общая налоговая нагрузка на угольный сектор сравнительно невысока, она составляет лишь около 2% от выручки. Для сравнения: средняя нагрузка в секторе добычи полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических), по данным ФНС, в 2023 году составляла 25,6%. Впрочем, и рентабельность у угольных компаний ниже, чем, например, у металлодобывающих: 21,1% против 60,1%.

О том, что власти рассматривают возможность увеличения НДПИ по углю, российские СМИ сообщали еще в январе, однако, по мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, угольщикам грех жаловаться. С одной стороны, по словам эксперта, параметры налогообложения действительно меняются очень часто, и это сказывается на инвестиционных и финансовых планах.

«Бывает до четыре-пяти изменений (в плане как налогов, так и налоговых вычетов) за календарный год, , - говорит эксперт, - и нельзя не согласиться, что большая стабильность была бы предпочтительна».

«Но с другой - Россия находится в кризисной ситуации, пусть и не в острой фазе. И часть налогообложения (в том числе в угольной отрасли) не может считаться адекватной текущим реалиям российской экономики и изменившихся направлений поставок энергоресурсов», - поясняет Александр Фролов.

Он обращает внимание, что объем налоговых поступлений от угольного НДПИ является минимальным из всего топливно-энергетического комплекса РФ. Так, например, «Газпром» только в качестве дополнительного НДПИ должен выплачивать с 2023 по 2025 гг. 600 млрд рублей в год.

«Возникает вопрос: настолько ли эффективными в плане управления угледобывающими активами являются частные собственники? И являются ли они командными игроками в текущей сложной для государства ситуации? Готовы ли они оказать государству помощь - достаточную, но посильную?», - говорит Фролова

Размер этой помощи - вопрос дискуссионный, и должен определяться по итогам диалога между угольной отраслью и государством. При этом, по словам эксперта, было бы неплохо, если бы угольная отрасль не только жаловалась, но и рассказала о собственных инвестициях в развитие логистических маршрутов, по которым уголь идет на экспорт (в данном случае речь идет о восточном направлении поставок и, соответственно, о ж/д-проекте Восточный полигон).

«А также - как угольщики готовились к развороту на Восток, неизбежность которого стала очевидна задолго до 24 февраля 2022 года, еще когда Европа начала отказываться от угольной генерации? - продолжает Фролов. - На мой взгляд, было бы разумно увязывать предоставление льгот, которых периодически требуют угольщики (в частности, в сфере перевозки угля) с вложениями в развитие логистических мощностей».

 

Золотой НДПИ

С золотодобывающими компаниями ситуация несколько сложнее, хотя и производителям золота особо переживать не стоит. Как писал ранее Mashnews, власти уже подготовили для них неприятный сюрприз в виде дополнительного налога в размере 78 тыс. рублей на килограмм (налог, введенный с 1 июня, будет действовать до 31 декабря). Таким способом государство решило компенсировать выпавшие доходы от экспортной пошлины на золото и рассчитывает получить от этой меры до конца 2024 г. 15 млрд рублей.

«При сохранении текущей конъюнктуры цен на рынке золота дополнительная налогооблагаемая база составит $300-400 на унцию, и, соответственно, дополнительный налог будет на уровне $30-40 на унцию, или 1,5-2% от цены», - комментирует главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов.

По словам эксперта, такой прирост издержек на фоне благоприятных цен не угрожает стабильности отрасли. Кроме того, положительным моментом является, что при ценах менее $1900 за унцию новый НДПИ взиматься не будет. То есть он является аналогом налога на сверхприбыль.

«Повышение НДПИ не выглядит критичным ни для угольной отрасли, ни для компаний, добывающих железо и золото - резюмирует директор по инвестиционной аналитике «БКС Мир инвестиций» Кирилл Чуйко. - В теории, рост налога может сказаться на проектах с высокой себестоимостью, но и здесь сильного влияния ожидать не следует».
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: