05 апреля 2023 16:27
читать 10 минут

В зоне промышленной неприятности. Появление жилья рядом с заводом — опасно для завода

Верховный Суд России разрешил застройку жильём территории рядом с промышленными объектами в Ростове-на-Дону. Теперь по жалобам жильцов предприятия могут быть оштрафованы или их работа приостановлена.

Нетихий Дон

В спорной ситуации оказались Ростовский речной порт и судостроительно-судоремонтный завод «РИФ», расположенные на берегу Дона. На примыкающем к ним участке, где раньше находился стекольный завод, в 2021 году городская администрация разрешила жилую застройку.

В перспективе Генеральный план развития Ростова-на-Дону предполагает перепрофилирование промышленной зоны и создание речного фасада города. Но до этого пока далеко. РБК оценил стоимость отданного под жильё участка в 250 млн рублей.

Порт и завод возражали против жилищного строительства. Они подали иски в суд, требуя отменить разрешение на застройку. Юристы компаний говорили, что возводимое жильё окажется в санитарной зоне, то есть под воздействием вредных факторов. Рядом с будущими домами проходят подъездные пути, расположены открытые угольные склады, ведутся погрузочные работы.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поддержал доводы истцов. Согласившись, что производственные объекты относятся ко II и III классам опасности и вокруг них должна устанавливаться санитарно-защитная зона шириной 300 и 500 метров соответственно.

Однако проблема состояла в том, что санитарно-защитная зона не была оформлена.

В результате в марте 2023 года Верховный Суд России отменил это решение, указав на отсутствие закреплённой в установленном порядке зоны (определение ВС РФ опубликовано 21 марта). Верховный суд посчитал, что наличие опасных объектов не означает, что «санитарно-защитная зона автоматически существует в ориентировочном размере».

Кто должен думать о зонах


Фото: zao-rif.com

Спорный участок был включён в проект санитарно-защитной зоны, но из-за принятого администрацией Ростова-на-Дону решения о жилой застройке согласовать этот проект не удалось, объяснил директор правового департамента АО «Ростовский порт» Артём Зеликман (в суде он также представлял и АО «РИФ»).

Судостроительный завод работает на этом месте с прошлого века, но его воздействие на окружающую территорию при проектировании жилья учтено не было, предприятие в документации даже не упомянуто. «Большинство квартир уже распродано, и ни один суд не примет решения об их демонтаже», — пояснил юрист.

Ранее завод «РИФ» оспаривал законность строительства многоэтажного жилого дома на другом прилегающем к нему участке, но также потерпел неудачу. При этом предприятие признавало, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и обязано принять меры по защите жителей строящихся домов от шума.

Возлагая вину за создавшуюся ситуацию на застройщика и мэрию, АО «РИФ» подало против них иск с требованием «провести работы и мероприятия по уменьшению акустического влияния деятельности завода». Рассмотрение этого спора ещё не завершено.

СПРАВКА MASHNEWS:
Порт Ростова-на-Дону был основан в 1750 году. Грузооборот АО «Ростовский порт» в 2021 году составил 2,5 млн тонн. Выручка в 2021 году — 977,7 млн рублей. Судостроительно-судоремонтный завод АО «РИФ» занимает территорию 35 тыс. кв. метров, изготавливает катера, садки для рыбных ферм, понтоны для строительства марин и причалов. Занимается ремонтом судов спусковым весом до 800 тонн. В 2021 году выручка завода составила 153,4 млн рублей.

Открыт ящик Пандоры

Эксперты считают решение Верховного Суда РФ очень опасным.

«Формальная позиция Верховного Суда России открывает своего рода ящик Пандоры. По жалобам поселившихся вблизи граждан вредные предприятия могут уличить в нарушении требований промышленной безопасности, что карается серьёзными штрафами и может обернуться административным приостановлением деятельности», — говорит генеральный директор Межрегиональной экономико-правовой коллегии Игорь Шануренко.

Схожего мнения придерживается партнёр адвокатского бюро BGMP Евгения Пешкова: «В зависимости от степени вредности порты могут иметь санитарно-защитную зону до тысячи метров. Теперь жилая застройка будет решающим фактором — при фиксации превышений вредных факторов Роспотребнадзор выдаст предписание об их снижении до установленных нормативов. Как это будет сделано — ответственность предприятия. Возможно, придётся отказываться от работы по каким-то направлениям или вкладывать значительные суммы в переоборудование систем защиты от выбросов в окружающую среду», — полагает эксперт.

«В данном деле собственники порта не потрудились своевременно установить санитарно-защитную зону. И, что самое страшное, в этой бездеятельности и надежде на авось их поддержал окружной арбитражный суд, — отмечает партнёр юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев. — Теперь же, когда высшая инстанция поставила точку в этом деле, предприятия должны будут соблюдать ограничения, связанные с наличием вблизи от них жилья».

Права граждан — прежде всего

По российскому законодательству санитарно-защитные зоны создаются вокруг производств, вдоль железных и автомобильных дорог и других источников вредных воздействий (выбросов, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений и т.д.). На этой территории запрещено размещать жильё, садоводства, спортивные объекты.

Нарушение прав граждан грозит привлечением предприятий к ответственности и приостановлению их деятельности в административном порядке.

По данным Роспотребнадзора, гигиеническим нормативам по уровню шума не соответствует 26,1% предприятий, вибрации — 12,1%.

Эх, дороги, пыль да туман


Фото: Евгений Разумный / Ведомости

Судебная практика по вопросу ответственности за нарушение гигиенических нормативов разнообразна. Чаще всего такие споры связаны с правами проживающих вблизи промышленных объектов граждан на тишину.

Несоблюдение установленных требований может привести к закрытию предприятий. Так, московский суд приостановил деятельность принадлежащей ООО «Абрикос Пропертиз» автомойки. По утверждению экспертов санитарного ведомства, она была источником шума и вредно воздействовала на расположенную во дворе соседнего дома детскую площадку.

Оспаривая это решение, компания утверждала, что обращалась в Роспотребнадзор с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны, но получила отказ. Кроме того, она уверяла, что звуки автомойки не превышает нормативов — замеры проводились в дневное время суток, когда много иных источников шума. Апелляционная инстанция эти доводы отклонила, не увидев «оснований ставить под сомнение достоверность представленных» чиновниками результатов измерений.

Много подобных претензий предъявляется к ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Создание 100-метровой санитарно-защитной зоны вдоль железнодорожных магистралей закреплено в приказе Министерства путей сообщения СССР 1962 года и строительных нормах 1966, 1989 и 1997 годов. Но жилые дома зачастую располагаются ближе 100 метров. 

Суды чаще всего возлагают ответственность за шум на владельца железнодорожных путей. Административный штраф, в частности, был наложен на РЖД за двухпроцентное превышение уровня шума в многоквартирном доме, расположенном в городе Котласе всего в 16 метрах от железнодорожного полотна. Эксперты Роспотребнадзора установили, что источником вредных звуков являются проходящие поезда и звуковые сигналы тепловозов. Суды всех инстанций подтвердили, что за нарушение должно нести ответственность РЖД, а не застройщики или муниципальные власти.

Аналогичное решение было принято и в связи с нарушениями, зафиксированными в городе Лиски: станция эксплуатируется с 1866 года, тогда как дома, жители которых жаловались на шум, были построены в 24 метрах от путей в середине XX века.

Павел Нетупский для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: