УЗГА взял БПЛА "Корсар" под крыло: моторы достанут из шкафа

03 Март 2021 00:30
Читать 17 минут

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) стал держателем контрольного пакета акций рыбинского конструкторского бюро "Луч". Ранее КБ состояло в концерне радиостроения "Вега" (входит в холдинг "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех").

Конструкторское бюро "Луч"
Фото: "Рыбинские известия"

В руководстве УЗГА обозревателю MASHNEWS пояснили, что КБ "Луч" остаётся самостоятельным юридическим лицом и продолжит выполнять все работы по государственным контрактам. О передаче опытно-конструкторских работ с рыбинского предприятия на УЗГА речи не идёт.

Подобным прецедентом служит смена министерством обороны РФ исполнителя работ по созданию БПЛА "Альтаир". С 2011 года беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта разрабатывало ОКБ им. Симонова. В 2018 году работы перепоручили УЗГА. В настоящий момент опытно-конструкторское бюро им. Симонова также перешло под контроль Уральского завода гражданской авиации.

Контроль над рыбинским КБ "Луч" делает УЗГА своеобразным центром компетенций по созданию БПЛА с поршневыми двигателями. Вдобавок к локализованным "Форпостам" и "Альтаиру" добавится беспилотный летательный аппарат малой дальности "Корсар", который с 2012 года по контракту с Минобороны РФ разрабатывает КБ "Луч".

БПЛА "Корсар"
Фото: Минобороны РФ

В 2019 году СМИ сообщали, что при создании БПЛА "Корсар" возникли сложности с разработкой силового агрегата. Итальянские двигатели Zanzottera 498H, которые изначально планировали использовать в качестве базового элемента, не показали заявленных характеристик. Частично-локализованный импортный двигатель получил обозначение АПД-50.

Параллельно с локализацией итальянского изделия в 2015 году начаты работы по импортозамещению. Новый двигатель (АПД-45) должен был иметь ту же компоновку, что и иностранный, но при этом изготавливаться с применением российских компонентов. По состоянию на март 2021 года работы по импортозамещению не завершены.

БПЛА "Корсар" с двигателем АПД-50 на выставке "Армия-2019"
БПЛА "Корсар" с двигателем АПД-50 на форуме "Армия-2019". Фото автора.

Головным разработчиком и поставщиком двигателя для БПЛА "Корсар" также выступало КБ "Луч". Разработка двигателей — непрофильная деятельность для конструкторского бюро, поэтому в качестве соисполнителя привлекли инженерный центр "Итлан".

Генеральный директор КБ "Луч" Михаил Шебакпольский подтвердил обозревателю "Технологии машиностроения", что с созданием силового агрегата были проблемы, и высказал мысль, что "Итланом" за время работы практически ничего не было сделано.

Генеральный директор "Итлана" Михаил Корюков опроверг это и сообщил, что работы проходили по плану под контролем военных представителей, что подтверждают отчетные документы, которые он готов предоставить контролирующим органам.

БПЛА "Корсар" на форуме "Армия-2019"
БПЛА "Корсар" с двигателем АПД-50 на форуме "Армия-2019". Фото автора.

По словам Корюкова, специалисты инженерного центра успешно разработали эскизно-технический проект и рабочую конструкторскую документацию на силовой агрегат авиационного поршневого двигателя, построили и аттестовали испытательный стенд, заказали у отечественных предприятий необходимые компоненты двигателя, а также собрали три опытных образца двигателей.

В 2020 году после судебных споров, блокировки предприятия и изъятия испытательных стендов руководство "Итлана" приняло решение "спрятать" документацию и опытные образцы двигателей, чтобы сохранить их для предоставления специалистам Минобороны РФ.

Двигатели разработки ИЦ "Итлан"

"Теперь, когда "Луч" перешел к УЗГА, есть шанс, что двигатели можно будет достать из шкафа, и самолёт наконец-то будет достроен", — надеется Михаил Корюков.

Авиационный поршневый двигатель АПД-45 разработки ИЦ "Итлан"

Среди двигателей, спрятанных в шкафах предприятия, также хранится новое изделие с прямым впрыском и охлаждаемыми головками. 


Мотор в инициативном порядке разработан инженерным центром "Итлан" и подходит для использования в качестве базового элемента силовых агрегатов беспилотников вертолётного типа "Грач", "Катран" и "Ворон".

БПЛА "Грач" — инициативный проект концерна ВКО "Алмаз-Антей" , разработкой которого занимается Арзамасский приборостроительный завод им. Пландина.

БПЛА "Ворон" — разработка КБ "Искатель" Московского авиационного института. Вертолёт может иметь разные исполнения для применения как в военных, так и в гражданских целях. Исполнение для задач Минобороны РФ может комплектоваться аппаратурой радиоэлектронной борьбы, ретрансляторами либо стрелковым вооружением.

Главный конструктор КБ "Искатель" Дмитрий Дьяконов рассказал изданию, почему обратился за двигателем к "Итлану".

"Обратились в Рыбинск, потому что имели негативный опыт с иностранными двигателями. Пробовали итальянские, немецкие, шведские двигатели. Их заявленные характеристики не соответствуют действительным. Например, если указана мощность, то это мощность кратковременная. Те, которые работают хорошо, сейчас под эмбарго. А для вертолётной техники очень важно иметь надёжный мотор, выдающий требуемую длительную мощность. По сути, кроме Рыбинска, у нас никого не осталось, у кого можно посмотреть двигатели вживую, испытать их на стенде", — рассказал специалист КБ.

СПРАВКА MASHNEWS:
Беспилотный летательный аппарат малой дальности "Корсар" предназначен для оптико-электронной разведки, патруля и аэрофотосъемки местности, а также мониторинга окружающей среды.

Длина БПЛА — 4,2 м, размах крыла — 6,5 м, высота — 1,2 м, максимальная взлетная масса — 200 кг, крейсерская скорость полёта — 120 км/ч, максимальная скорость полёта —150 км/ч, максимальная дальность полёта —120 км, максимальная высота полёта — 5100 м, время полёта —10 ч.

Больше новостей: