УЗГА взял БПЛА "Корсар" под крыло: моторы достанут из шкафа
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) стал держателем контрольного пакета акций рыбинского конструкторского бюро «Луч». Ранее КБ состояло в концерне радиостроения «Вега» (входит в холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех»).
В руководстве УЗГА обозревателю MASHNEWS пояснили, что КБ «Луч» остаётся самостоятельным юридическим лицом и продолжит выполнять все работы по государственным контрактам. О передаче опытно-конструкторских работ с рыбинского предприятия на УЗГА речи не идёт.
Подобным прецедентом служит смена министерством обороны РФ исполнителя работ по созданию БПЛА «Альтаир». С 2011 года беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полёта разрабатывало ОКБ им. Симонова. В 2018 году работы перепоручили УЗГА. В настоящий момент опытно-конструкторское бюро им. Симонова также перешло под контроль Уральского завода гражданской авиации.
Контроль над рыбинским КБ «Луч» делает УЗГА своеобразным центром компетенций по созданию БПЛА с поршневыми двигателями. Вдобавок к локализованным «Форпостам» и «Альтаиру» добавится беспилотный летательный аппарат малой дальности «Корсар», который с 2012 года по контракту с Минобороны РФ разрабатывает КБ «Луч».
Фото: Минобороны РФ
В 2019 году СМИ сообщали, что при создании БПЛА «Корсар» возникли сложности с разработкой силового агрегата. Итальянские двигатели Zanzottera 498H, которые изначально планировали использовать в качестве базового элемента, не показали заявленных характеристик. Частично-локализованный импортный двигатель получил обозначение АПД-50.
Параллельно с локализацией итальянского изделия в 2015 году начаты работы по импортозамещению. Новый двигатель (АПД-45) должен был иметь ту же компоновку, что и иностранный, но при этом изготавливаться с применением российских компонентов. По состоянию на март 2021 года работы по импортозамещению не завершены.
БПЛА «Корсар» с двигателем АПД-50 на форуме «Армия-2019». Фото автора.
Головным разработчиком и поставщиком двигателя для БПЛА «Корсар» также выступало КБ «Луч». Разработка двигателей — непрофильная деятельность для конструкторского бюро, поэтому в качестве соисполнителя привлекли инженерный центр «Итлан».
Генеральный директор КБ «Луч» Михаил Шебакпольский подтвердил обозревателю «Технологии машиностроения», что с созданием силового агрегата были проблемы, и высказал мысль, что «Итланом» за время работы практически ничего не было сделано.
Генеральный директор «Итлана» Михаил Корюков опроверг это и сообщил, что работы проходили по плану под контролем военных представителей, что подтверждают отчетные документы, которые он готов предоставить контролирующим органам.
БПЛА «Корсар» с двигателем АПД-50 на форуме «Армия-2019». Фото автора.
По словам Корюкова, специалисты инженерного центра успешно разработали эскизно-технический проект и рабочую конструкторскую документацию на силовой агрегат авиационного поршневого двигателя, построили и аттестовали испытательный стенд, заказали у отечественных предприятий необходимые компоненты двигателя, а также собрали три опытных образца двигателей.
В 2020 году после судебных споров, блокировки предприятия и изъятия испытательных стендов руководство «Итлана» приняло решение «спрятать» документацию и опытные образцы двигателей, чтобы сохранить их для предоставления специалистам Минобороны РФ.
«Теперь, когда »Луч« перешел к УЗГА, есть шанс, что двигатели можно будет достать из шкафа, и самолёт наконец-то будет достроен», — надеется Михаил Корюков.
Среди двигателей, спрятанных в шкафах предприятия, также хранится новое изделие с прямым впрыском и охлаждаемыми головками.
Мотор в инициативном порядке разработан инженерным центром «Итлан» и подходит для использования в качестве базового элемента силовых агрегатов беспилотников вертолётного типа «Грач», «Катран» и «Ворон».
БПЛА «Грач» — инициативный проект концерна ВКО «Алмаз-Антей» , разработкой которого занимается Арзамасский приборостроительный завод им. Пландина.
БПЛА «Ворон» — разработка КБ «Искатель» Московского авиационного института. Вертолёт может иметь разные исполнения для применения как в военных, так и в гражданских целях. Исполнение для задач Минобороны РФ может комплектоваться аппаратурой радиоэлектронной борьбы, ретрансляторами либо стрелковым вооружением.
Главный конструктор КБ «Искатель» Дмитрий Дьяконов рассказал изданию, почему обратился за двигателем к «Итлану».
«Обратились в Рыбинск, потому что имели негативный опыт с иностранными двигателями. Пробовали итальянские, немецкие, шведские двигатели. Их заявленные характеристики не соответствуют действительным. Например, если указана мощность, то это мощность кратковременная. Те, которые работают хорошо, сейчас под эмбарго. А для вертолётной техники очень важно иметь надёжный мотор, выдающий требуемую длительную мощность. По сути, кроме Рыбинска, у нас никого не осталось, у кого можно посмотреть двигатели вживую, испытать их на стенде», — рассказал специалист КБ.
СПРАВКА MASHNEWS:
Беспилотный летательный аппарат малой дальности «Корсар» предназначен для оптико-электронной разведки, патруля и аэрофотосъемки местности, а также мониторинга окружающей среды.
Длина БПЛА — 4,2 м, размах крыла — 6,5 м, высота — 1,2 м, максимальная взлетная масса — 200 кг, крейсерская скорость полёта — 120 км/ч, максимальная скорость полёта —150 км/ч, максимальная дальность полёта —120 км, максимальная высота полёта — 5100 м, время полёта —10 ч.