Украина строит БПЛА для ударов по Уралу. Эксперты думают, что у нее получится
Газета Bild со ссылкой на собственные источники сообщила, что ввиду того, что ракет средней и большой дальности у Украины становится все меньше, она переходит на использование дальнобойных дронов. Беспилотники должны летать на расстояние до 2,5 тыс. километров. Эксперты говорят, что такие уже есть, более того, БПЛА «изворотливее» ракет и дешевле.
Украина хочет дальше
Газета Bild в своем материале утверждает, что уже в 2024-м году Украина получит дальнобойные беспилотники и возможность производить аналогичные. Пока предел поставлен в 2,5 тыс. километров.
«В этом году десять производителей поставят (Украине – прим. ред.) вооруженные беспилотники, способные летать на расстояние до 2500 километров», - пишут авторы.
Таким образом Киев сможет наносить удары по целям за Уралом. «Накрыты» могут быть Екатеринбург, Пермь, Челябинск, регионы вплоть до Ханты-Мансийска. Решение о том, что подобные дроны нужны, принималось исходя из того, что заканчиваются ракеты средней и большой дальности. Однако ими по Уралу бить не пытались.
Предприятия Украины, в частности, КБ «Луч», как утверждает немецкое СМИ, делает БПЛА, способные летать и на 3,3 тыс. километров. Это расстояние, например, от Черниговской области до Томска.
Напомним, ранее Украина установила новый рекорд дальности ударов и атаковала Татарстан, а именно общежитие в ОЭЗ «Алабуга» (город Елабуга), то есть пролетели дроны порядка 1300 километров. В этом случае одним из средств поражения был самолет, переделанный в беспилотник. По оценкам экспертов, подлетая к «Алабуге», он, судя по взрыву, не был пустым, в баках оставалось топливо. То есть, при желании, этот беспилотный самолет мог преодолеть и большее расстояние.
Ничего нереального нет
Такое резкое увеличение расстояния для беспилотников, которые пока в основной массе не летали далее 1000 километров, породило вопрос о реальности воплощения планов в жизнь. Однако такие беспилотники уже существуют, сделать их не составляет проблемы, был бы заказ.
Так, например, в Иране есть Mohajer-6. Он способен пролететь примерно три тысячи километров и оснащен управляемыми снарядами. Эти БПЛА стоят на вооружении КСИР (Корпус стражей исламской революции). Каждый экземпляр способен нести до 100 килограммов полезной нагрузки.
Три тысячи это не предел. Есть беспилотник «Пингвин-Б», его придумали в Латвии. Он предназначен для аэрофотосъемки, но при должной реконструкции под нужды военных может быть очень эффективным камикадзе. Время в полете составляет около 20 часов при скорости 100-130 километров в час.
У России есть «Охотник», его дальность 6000 километров. Но во-первых, он тяжелый, а во-вторых, пока существует лишь три летных прототипа, а серийное производство собираются начать в этом году.
Умнее и дешевле ракеты
Ссылаясь на эти модели, эксперты настаивают, что невозможного расстояния для беспилотника нет. Вопрос лишь в востребованности.
«Аэродинамика у нас за сто лет не поменялась, если сделать примерно такой же самолет как «Дух Сент-Луиса», то он на пять тысяч километров довезет 300-500 килограммов чего угодно. А если мы эти требования понизим до 100 килограммов, то самолет мы можем сделать поменьше. Так что проблемы пролететь 3-4-5 тысяч километров нет даже на самолете 100-летней давности. У беспилотника логика такая же, отличий нет. Если он, условно, в два раза меньше самолета, то все необходимое можно разделить пропорционально уменьшению размеров: мощность двигателя, взлетную массу и т.п. Ориентироваться он может по чему угодно, со времен античной Греции у нас способов навигации много нашлось: хоть по сотовым вышкам, хоть по звездам или руслам рек», - говорит эксперт из ИТМО, кандидат физико-математических наук Андрей Бойко.
Дальнобойные БПЛА не разрабатывались и производились только потому, что в этом не было смысла для гражданских заказчиков.
«Конечно, беспилотник это дешевле [ракеты]. У нас, да и у них, таких не было по одной причине - нет заказа. В гражданской сфере такой беспилотник не нужен. Он получится, очевидно, дороже, чем те, что летают на меньшее расстояние (в том числе в обслуживании). Даже для мониторинга больших объектов, вроде протяженного газо- или нефтепровода не нужен дрон, который летает 20 часов. Просто потому, что в зависимости от времени года спустя 12-16 часов стемнеет, и он мониторить ничего не сможет. Такие «игрушки» полезны действительно только военным, - считает собеседник Mashnews, работающий на петербургском предприятии по изготовлению дронов.
Представитель ИТМО Андрей Бойко напоминает, что дальние перелеты перестали быть чем-то невозможным еще в 1927-м году, когда пилот Чарльз Линдберг совершил на «Духе Сент-Луиса» перелет Нью-Йорк - Париж (5,8 тыс. километров).