03 апреля 2024 09:24
читать 8 минут

Практически незаметно: Украина переделала легкомоторный самолет в беспилотник и ударила им по «Алабуге»

2 апреля украинские беспилотники совершили атаку на ОЭЗ «Алабуга». Так далеко дроны ВСУ еще не долетали. По данным экспертов, с которыми поговорил Mashnews, Украина переделала легкомоторный самолет в беспилотник. Его преимущества: во-первых, никто не ждет, что маленький спортивный самолет окажется камикадзе, во-вторых - переделать самолет в БПЛА дешевле, чем сделать БПЛА с нуля. 


Что случилось? 

Утром 2 апреля украинские беспилотники атаковали два объекта в Татарстане, на расстоянии более 1000 километров от российско-украинской границы. Два БПЛА ударили по общежитию в ОЭЗ «Алабуга» (город Елабуга). Еще один удар был нанесен по НПЗ «Танеко» в городе Нижнекамске. 

По последним данным минздрава Татарстана в результате налета в «Алабуге» пострадало 13 человек, среди которых двое несовершеннолетних. Прилет дрона пришелся на общежитие. Было ли оно действительно целью - неизвестно, возможно БПЛА ударил не туда. В ОЭЗ, среди прочего, согласно открытым данным, находится производство дронов-камикадзе «Герань-2» (локализованная версия иранских Shahed-136). Из-за этого завода против «Алабуги« были введены американские санкции. В январе 2023-го сообщалось о планах наладить производство беспилотников в «Алабуге« мощностью 1 тыс. единиц в год. Инвестиции московской компании «Альбатрос» в производство оценивались в 990 млн рублей.

Директор ОЭЗ Тимур Шагивалеев высказался об атаке прямо на месте,  сказав, что наводиться на «Алабугу« украинским БПЛА помогали страны НАТО. 

«Но кого они думали запугать? Потомков людей, которые в 1815 году брали Париж (Париж брали в марте 1814-го, - прим. ред.), а 1945 г. брали Берлин? Не получится!» - погрозил он налетчикам. 

Что прилетело? 

Изначально предполагалось, что Россию 2 апреля атаковали БПЛА UJ-22 Airborne (производство украинской компании Ukrjet). Это беспилотники, которые могут летать дальше, чем на 800 километров, по некоторым данным - до 1000 км. Также есть БПЛА «Бобер», которые, предположительно, долетали до Санкт-Петербурга. 

Однако эксперты, с которыми пообщался Mashnews, говорят, что летел вовсе не беспилотник в обычном представлении. Это, вероятно, был переделанный в БПЛА легкомоторный самолет Аэропракт А-22 или, как его еще называют, «летающая лисица». 

«Вероятнее всего для атаки был использован переделанный под БПЛА сверхлегкий самолет Аэропракт А-22 или его ближайшие аналоги», - говорят авторы Telegram-канала «Крылья войны«.  Аналогов А-22 у украинской компании «Аэропракт» два: А-20 (на его базе сделан А-22) и А-24. Другие модели - А-32 и А-36 - сильно отличаются внешне. 

Аэропракт А-22 имеет максимальную скорость 220 километров в час, весит он 305 килограммов, размах крыла 9,5 метров, а дальность - 580 километров. Перевалить за тысячу километров ему, вероятно, могли помочь дополнительные топливные баки. 

«Максимальная продолжительность полета данного самолета на малой высоте при полной заправке топливом (90 л) равна) 10 часам (видно из руководства по эксплуатации). Крейсерская скорость горизонтального полета — 130 км/ч. Учитывая, что внутри не было пилота, и допустив установку в салон дополнительных топливных баков — расстояние, которое он преодолел от территории Украины до Татарстана не видится чем-то невероятным. Кроме этого, в глаза бросается характерное возгорание самолета при попадании в общежитие, складывается впечатление, что топлива там было еще предостаточно, - отмечают «Крылья». 

Вдали от зоны военных действий у малого самолета также есть дополнительное преимущество - от него не ждут угрозы. Практически в каждом регионе России, за городом, есть один, а то и несколько частных аэродромов, откуда взлетают спортивные самолеты или самолеты для экскурсий. 

«Говоря о том, что самолет беспрепятственно пролетел такое расстояние, можно найти некоторые оправдания. Во-первых, разведка НАТО вероятно обладает информацией о точках размещения наших сил ПВО, по большей части. И самолет мог следовать по маршруту обхода сосредоточения расчетов ПВО. Также такой самолет могли принять за гражданский «свой». Небольших коммерческих аэродромов у нас большое количество, и там ежедневно совершаются полеты на малой и сверхмалой авиации.

Вопрос, почему до него не пытались «достучаться» по радиосвязи — конечно, открыт. Никто, наверное, и не подумал, что спортивный самолет на самом деле БПЛА, летящий что-то взрывать», - говорят авторы Telegram-канала.

Про то, что низколетящий объект такого типа в принципе не очень прост для обнаружения ничем, кроме визуальных инструментов, сказано уже тысячу раз, объясняют они. Однако, и против таких объектов средства обнаружения и уничтожения имеются.

 Самолет А-22

  • Самолет А-22


А-22 и другие небеспилотники

А-22 не впервые прилетает на территорию России. В апреле 2023-го года один такой самолет упал в Брянской области. Правда, внутри был пилот. Предположительно, он проводил разведку. 

Переделывать легкие самолеты в беспилотники придумали не украинцы. Например, такой подход применяли азербайджанские войска в Карабахской войне в 2020-м году. Правда, они использовались не как ударные БПЛА, а как ложные цели. С их помощью выявлялись точки армянской ПВО для последующих атак классических БПЛА. 

Ан-2 в беспилотники переделывал и Китай. Но использовались эти самолеты для доставки почты. 

По некоторым данным, Россия также применяла  «кукурузники» для выполнения роли ложных целей в ходе СВО. Об этом писала «Комсомольская правда», называя такое решение ноу-хау. 

«Очевидно, что использовать серийные самолеты малой авиации для переоборудования в беспилотники путем установки некоего комплекта оборудования - это значительно дешевле, чем создавать «с нуля» тяжелый беспилотник с аналогичными летно-техническими характеристиками«, - говорит председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев..

Он считает, что «в настоящее время основным поставщиком высоких технологий и дешевого оборудования в сфере беспилотников является массовый гражданский сектор, который никак не может появиться в России из-за постоянно растущих административных барьеров и крайне низкой эффективности государственных расходов на НИОКР».  

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент