Учёные ЦАГИ нашли способ увеличить дальность полёта перспективного бизнес-джета
Учёные Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») выяснили, как увеличить дальность полёта бизнес-джета и одновременно повысить его энергоэффективность. Об этом сообщает пресс-служба института.
Отмечается, что самолёт для бизнес-перевозок должен быть способен выполнять однодневный деловой полёт. А для этого воздушному судну нужно преодолевать большие расстояния за короткий период времени, что приводит к повышенному расходу топлива.
«Существует взаимосвязь между степенью двухконтурности двигателей (отношение расхода воздуха через внешний контур двигателя к расходу воздуха через внутренний контур) и уровнем потребления самолётом топлива: чем выше этот параметр, тем меньше сжигается горючего. Одновременно с этим увеличение двухконтурности приводит к росту сопротивления и удельного веса двигателя», — говорится в сообщении.
Специалистам ЦАГИ удалось определить оптимальную степень двухконтурности для делового авиалайнера. За основу исследователи взяли перспективную компоновку административного самолёта, разработанную в ЦАГИ. Самолёт рассчитан на перевозку 8–12 пассажиров на расстояние до 5 000 км с максимальной крейсерской скоростью полёта 0,83 Маха.
Инженеры моделировали режим полёта самолёта с четырьмя вариантами степени двухконтурности двигателей: от 3,5 до 12,8. Отмечается, что исследование проводилось при числах Маха 0,78–0,83.
«При увеличении степени двухконтурности, соответственно, росли габариты мотогондолы, приближая её к крылу. В связи с этим под каждый вариант двигателя выбиралась оптимальная профилировка крыла», — говорится в сообщении.
Исследование показало, что с учётом проведённой оптимизации профилировки крыла максимальный рост дальности полёта достигается при степени двухконтурности порядка 6,6–9,6.
«Благодаря проведённой нами работе выбран двигатель оптимальной степени двухконтурности для компоновки перспективного административного самолёта. Полученные данные позволят осуществлять более эффективный подход к проектированию летательных аппаратов этого класса», — заявил один из авторов проекта, инженер первой категории отделения аэродинамики самолётов ФАУ «ЦАГИ» Владимир Курилов, слова которого приводятся в сообщении пресс-службы.