У "Ладоги" нет сертифицированного двигателя. Но она скоро полетит
Уральский завод гражданской авиации пообещал первый полёт нового отечественного самолёта «Ладога» в начале 2024 года. Потом начнётся серийное производство. Эксперты отмечают, что двигатель будущей «Ладоги» заведомо слабоват — ремонтировать его придётся часто.
На замену Ан
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), который разрабатывает самолёт «Ладога», заявил 29 июня, что первый образец борта полетит в первом квартале 2024 года. Годом позже начнётся серийное производство. У завода уже есть заказы на 53 судна.
По задумке, ТВРС-44 «Ладога» должен заменить устаревшие Як-40, Ан(ы) — 24, 26 и 26-100. ТВРС-44 расшифровывается как турбовинтовой региональный самолёт на 44 пассажира (по расчётам разработчиков, «Ладога» может перевозить и больше — до 50 пассажиров). Новый самолёт собираются использовать также в грузовой и комбинированной версиях.
Представитель УЗГА Александр Иванов на Международном сибирском транспортном форуме сообщил, что в 2024 году завод планирует получить на самолёт сертификат лётной годности и в 2025-м запустить в серию.
По планам УЗГА, в 2025-м 15 самолётов «Ладога» должны отправиться к заказчикам. В последующие годы — по 25. До 2031 года их хотят выпустить более 140 штук.
Предзаказ оформлен на 53 борта. Один из крупных заказчиков — ООО «КрасАвиа» (Красноярский край). С 2026-го по 2030 год эта авиакомпания хочет получить 20 самолётов.
Во флоте «КрасАвиа» сейчас много Ан-24 и Ан-26. Всего у них 50 самолётов, включая чешский L-410 (19 мест). «Ладога», как и L-410, предназначена для того, чтобы садиться и взлетать, в том числе на грунтовых взлётно-посадочных полосах.
Помимо «КрасАвиа», в «Ладогах» заинтересованы «Ангара», «Аэросервис» и «Вологодское авиапредприятие». Об этом сказал Александр Иванов.
Если удастся — будет прорыв
Фото: УЗГА
Уверенность УЗГА в том, что через год после первых лётных испытаний можно получить сертификат годности и начать выпускать серийные борта, базируется, в том числе на том, что в марте 2023 года, как раз с «КрасАвиа», завод договорился о прохождении подконтрольной эксплуатации.
«Подконтрольная эксплуатация позволит ускорить завершение лётных сертификационных испытаний и будет способствовать успешному вводу в эксплуатацию серийных самолётов »Ладога«, востребованных в Сибирском федеральном округе», — объяснял гендиректор УЗГА Сергей Фёдоров.
Правда, специалисты не так оптимистичны. Один из авиаэкспертов сказал MASHNEWS, что если уральскому заводу удастся осуществить свои планы, то это будет прорыв.
«Едва ли мы можем назвать программу, у которой такие производственные рамки. Столь сжатых сроков мы ещё не видели. Конечно, надо пожелать им успеха, но здоровый скептицизм у меня преобладает. Огромный вопрос тут к двигателю», — считает эксперт.
Заслуженный штурман РФ, кандидат технических наук Анатолий Костылев думает иначе, так как уверен, что власти России многое ставят на этот проект.
«Учитывая то положение, которое сложилось в стране по парку воздушных судов, я считаю, что это вполне реально. Наверное, правительство выделило такие ресурсы, что первая серия этих самолётов будет уже в 2025 году», — говорит Костылев.
Вопрос в двигателе и к двигателю
Изображение: ОДК
На «Ладогу» хотят ставить двигатель ТВ7-117СТ-02. Это специальный вариант именно для этого самолёта — модернизация двигателя ТВ7-117СТ.
Разрабатывает его петербургское АО «ОДК-Климов», пока сертификата на двигатель нет, но производитель надеется получить его в 2024 году. Компания ранее сертифицировала ТВ7-117СТ-01, который ставится на Ил-114-300. Такой же двигатель устанавливали на Ил-112В, который в августе 2021 года разбился в Подмосковье во время испытаний. Произошёл помпаж (нарушение газодинамической устойчивости) по причине того, что самолёт был слишком тяжёлым и двигатель, по сути, просто «не вытянул».
Двигатель, что стоял на потерпевшем крушение Ил-112В, имел 3000 л.с. Мощность двигателя для «Ладоги» — 2400 л.с.
Эксперты думают, что с «Ладогой» такого происшествия не случится, но вопросы к двигателю есть.
«Послужной список ТВ7-117СТ удачным не назовёшь, как и его нынешнее состояние. Вопрос в том, насколько они (эксплуатанты — прим. ред.) хотят его нагружать. Конечно, такой катастрофы, как с Ил-112, не произойдёт. Но межремонтный ресурс такого двигателя будет около 2000 часов. То есть ремонтировать нужно будет каждые 1,5–2 года. Это часто«, — считает источник MASHNEWS на авиарынке.
Эксперты говорят, что «Ладога» очень похожа на старый немецкий Dornier 328, выпускавшийся с 1992-го по 2000 год. 92 самолёта Dornier разных модификаций до сих в эксплуатации.
Специалисты рекомендовали обратить внимание, что первый полёт Dornier 328 совершил в декабре 1991 года, но только в 1993-м поступил в коммерческую эксплуатацию. И это считается очень быстро для самолётов такого типа.