Троицкий крановый завод заплатит 105 млн рублей за слабую борьбу с санкциями
Невский судостроительно-судоремонтный завод наказал Троицкий крановый завод за срыв поставок оборудования для танкеров. Суд не поверил, что попавшие под санкции комплектующие оказалось невозможно достать.

Троицкий крановый завод обещал, но не поставил устройства передачи жидких и сухих грузов для трех танкеров проекта 23130. Срыв заказа на предприятии объяснили санкциями — для устройств требовались комплектующие ушедших из России компаний Sew-Eurodrive, Danfoss, Mitsubishi Electric. Тем не менее, 26 августа Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что Невский судостроительно-судоремонтный завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) имеет право получить неустойку за срыв поставки. Постановление в законную силу пока не вступило.
Как ранее сообщал Mashnews со ссылкой на «Деловой Петербург», изначально суд согласился с доводами Троицкого кранового завода. Предприятие предоставило заключения от Торгово-промышленной палаты Москвы, а также переписку с представителями ушедших из России компаний. Из всех этих документов следует, что Троицкий крановый завод, который, к слову, входит в санкционные списки США, не может напрямую купить комплектующие.
Договор на поставку с Невским ССЗ заключен еще в сентябре 2021 года — до введения масштабных санкций, а сами устройства для танкеров судостроители рассчитывали получить до февраля 2023 года. Общая стоимость устройств — 498 млн рублей, Невский ССЗ перечислил за них 324 млн рублей аванса.
До сентября 2024 года судостроители ждали устройства, неустойку за полтора года предприятие оценило в 188 млн рублей. Суд впоследствии снизил ее размер до 105 млн рублей, признав претензии Невского ССЗ. Аргументы следующие.
Во-первых, договор на поставку действует до сих пор. Как следует из судебного акта, Троицкий крановый завод не предпринимал попыток его расторгнуть и официально признать, что поставка невозможна. Во-вторых, в документе указывается, что представители компании-поставщика уверяли судостроителей в том, что комплектующие все-таки удастся поставить.
Стоит отметить, что танкеры проекта 23130 строятся в рамках гособоронзаказа и перечень производителей оборудования утверждался в Минобороны. Поэтому самостоятельно найти замену продукции ушедших из России компаний Троицкий крановый завод не мог.
Троицкий крановый завод не предоставил документов, подтверждающих что предприятие пыталось изменить сложившуюся ситуацию и найти необходимые комплектующие. Поведение Троицкого кранового завода суд прямо назвал бездействием.
Как ранее сообщал Mashnews, суды начали критически относиться к аргументам поставщиков, которые не смогли получить готовую продукцию или комплектующие из-за санкций. Во время разбирательств особое внимание уделяется попыткам, которые предпринимали компании, чтобы все-таки исполнить свои обязательства, в том числе и с применением принципов «параллельного импорта».
СПРАВКА MASHNEWS
23130 — это проект средних морских танкеров. Головное судно «Академик Пашин» с 2020 года находится в составе Северного флота. Сейчас Невский ССЗ достраивает топливозаправщики «Василий Никитин» и «Инженер-адмирал Котов». Всего в проекте пять танкеров. Их главная функция — дозаправка военных судов вдали от портов. В частности, суда проекта могут осуществлять одновременную заправку трех кораблей на расстоянии 50-100 м, их грузоподъемность составляет 7350 тонн.