TravelTech: уход западных решений подтолкнул российские компании к разработке собственных продуктов
На российском IT-рынке активно развивается новый тренд – TravelTech. Отечественное ПО для поставщиков и потребителей туристических продуктов разрабатывают как стартапы, так и крупные корпорации. «Ростелеком» запустил во втором квартале 2024 года отельный консолидатор «Ростелеком Travel Tech». Платформа должна облегчить работу корпоративных и государственных заказчиков с гостиницами, сказано в опубликованном отчете «Ростелекома» по итогам первого полугодия 2024 года.
Mashnews поговорил с директором отельной группы ООО «Система бронирования отелей» (входит в ГК «Ростелеком») Яковом Адамовым о том, что это TravelTech, кто пользуется такими сервисами и кто на них зарабатывает.
СПРАВКА MASHNEWS
- TravelTech– это цифровые сервисы для бронирования туров, отелей, билетов. Раньше эту нишу в России плотно занимали Booking и AirBnb, однако теперь технологическими платформами для организации путешествий управляют отечественные компании.
- ГК «Ростелеком» намерен стать поставщиком услуг бронирования отелей для сегментов В2В и В2G. Компания разработала собственное решение — отельный консолидатор «Ростелеком Travel Tech», построенный на специализированной ИТ-платформе. Оператором консолидатора выступает ООО «Система бронирования отелей».
- Яков, как выглядит сейчас рынок TravelTech в России? Каковы его объемы, что произошло после ухода из РФ зарубежных игроков?
- TravelTech – это очень абстрактное понятие, обобщающее достаточно большую область разработки и применения. Внутри этого рынка отдельно можно выделать hotel tech. Рынок технологий в России за последние несколько лет претерпел существенные изменения, особенно после ухода зарубежных игроков. Точные цифры назвать сложно из-за отсутствия публичных отчетов, но ряд аналитиков указывает на двузначные темпы роста. Уход западных решений подтолкнул российские компании к быстрому развитию собственных продуктов.
- В каких сегментах рынка это видно лучше всего?
- Особенно явно это сказалось на OTA - онлайн-туристических агентствах. Объем Booking и airBnB перераспределился среди российских OTA и платформ для посуточной аренды квартир. Также претерпели серьезные изменения channel manager технологии (инструмент для управления ценами и доступностью номеров в каналах продаж из одного личного кабинета), чтобы заменить GDS-решения (глобальная система туристической логистики). Кроме того, был осуществлен переход на отечественные системы бронирования для авиакомпаний.
Выиграли от ухода западных игроков и некоторые нишевые решения, такие как бенчмаркинг система Hotel Advisors. Это инструменты для cравнения операционных показателей отеля с показателями конкурентов, помогающие определить действия отеля в области продаж.
- Какие сервисы в большей степени развиты в РФ?
- В России наиболее развиты сервисы онлайн-бронирования
отелей, авиабилетов и транспортных услуг. Также активно развиваются платформы
для управления корпоративными поездками, такие как Corteos, Raketa и другие,
которые еще называют OBT (Online booking tool) системами. Уверенно себя
чувствуют решения для управления доходами в гостиничном бизнесе, которые
помогают отелям оптимизировать загрузку и увеличить прибыль.
Появилось несколько новых облачных PMS (property management system) систем, вместе с ними модули бронирования и channel manager. Но тут важно отменить что российский рынок имеет недостаточную емкость для серьезного инвестирования в этих областях. Большинство крупных отелей продолжают работать на продуктах американской компании Oracle (Opera, Fidelio, Micros).
- А почему они так делают?
- Для этого есть ряд оснований. Во-первых, в установку и настройку было вложены значительные средства, во-вторых, системы надежны понятны и персонал за 30 лет научился в них работать, в-третьих, интегратор продолжает поддерживать эти системы.
Еще одним важным направлением является интеграция различных продуктов в единые экосистемы, включая автоматизацию бизнес-процессов и работу с большими данными. Тут пока нет значимых побед.
- Есть ли данные, сколько россиян пользуются TravelTech-сервисами?
- Данные по количеству россиян, пользующихся TravelTech-сервисами, варьируются в зависимости от источников, но общая тенденция показывает, что 7-8 из 10 активных пользователей интернета в России хотя бы раз в год обращаются к сервисам для планирования и бронирования путешествий.
- Говоря о технической стороне – сколько компаний в России занимается разработкой ПО для TravelTech проектов?
- Трудно назвать четкое число компаний, занимающихся в России разработкой ПО для TravelTech, так как этот рынок включает как крупные IT-компании и корпорации как «Яндекс», «Сбер», «Ростелеком» и МТС, так и небольшие стартапы, работающие в нишевых сегментах. Можно говорить о нескольких десятках значимых игроков, которые активно развивают технологии для туристической отрасли.
Практически отсутствует контрактная разработка, проекты разрабатывают и пишут внутри себя те или иные игроки рынка для последующей монетизации или для развития своей экосистемы – хороший пример банковские OTA, например, «Тинькофф Путешествия».
- Правильно ли я понимаю, что для IT-разработчиков это скорее одно из направлений деятельности, или есть IT-компании, которые созданы и работают исключительно в сегменте TravelTech?
- Все зависит от того стека, на котором пишется продукт. Как я уже говорил, контрактной разработки в этой сфере почти нет. Больше компаний, которые много лет работают в этой сфере и именно в ней создают продукты. Важен здоровый микс отраслевой экспертизы, выбор правильного стека и подбор под это команды разработки.
СПРАВКА MASHNEWS
- По данным TravelStartups, в России ежегодно запускается более 30 TravelTech-стартапов, более 150 технологических проектов образованы менее 5 лет назад.
- 13 сентября были объявлены победители премии Startech.Awards в номинации «Лучший проект в сфере путешествий». Первое место занял веб-сервис 2ROOMZ, который помогает отелям в коммуникации с гостями и продажах дополнительных услуг. Второе место - проект Qeepl, который позволяет оставить багаж в любом месте города благодаря сотрудничеству с пунктами выдачи, отелями и магазинами.Третье место – у платформы бесконтактной аренды помещений Roomsharing.
Маргарита
Моржакова для Mashnews