19 декабря 2022 16:56
читать 10 минут

Танкеры по-корейски. Крупнотоннажное судостроение зависит от поставок из Южной Кореи

Мы научились строить крупнотоннажные суда, но делаем это в полной зависимости от Южной Кореи. Об этом заявил на форуме «Арктика: настоящее и будущее» генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Речь идёт о новейшей дальневосточной верфи «Звезда». MASHNEWS разбирался в особенностях господдержки отечественного судостроения.


Корейская зависимость

Объёмы государственной поддержки судостроения сейчас достаточно велики и направлены на ключевые точки, считает Михаил Бурмистров. Однако не вполне очевидно, хватит ли объёмов этой поддержки и корректно ли расставлены акценты.

«Сейчас действует господдержка верфей Дальнего Востока, в частности, верфи »Звезда«. Но тут ситуация непростая. Сегодня, по сути, идёт стресс-тестирование кооперации »Звезды« с южнокорейскими производителями судового оборудования. Они поставляют в Россию крупнотоннажные модули, которые собирает »Звезда«. Такой подход исключает присутствие российских поставщиков на »Звезде«; их там вообще никто не ждёт. Ни у кого из российских компаний не получилось сотрудничать с дальневосточной верфью», — сказал Михаил Бурмистров на форуме «Арктика: настоящее и будущее» (проходил 8–9 декабря в Санкт-Петербурге).

«Таким образом мы фактически оказываемся в полной технологической зависимости от Южной Кореи и можем только гадать, как они будут соблюдать санкционные ограничения. Получается, что объёмы господдержки верфей на Дальнем Востоке большие, но нет перспектив импортозамещения», — прокомментировал Бурмистров.

Судостроительный комплекс «Звезда» строится на Дальнем Востоке с 2015 года. Сейчас возводится вторая очередь верфи. «Звезда» должна выпускать крупнотоннажные суда, в том числе танкеры для перевозки сырой нефти, танкеры-газовозы, танкеры-челноки. За семь лет с момента основания верфь спустила на воду шесть судов, передала заказчику два крупнотоннажных танкера.

Технологическим партнёром «Звезды» по строительству танкеров выступает южнокорейская Hyundai Heavy Industries Co. Ltd. В 2019 году старший исполнительный вице-президент корпорации Пак Сон Йон уверял, что компания будет оказывать поддержку «Звезде» в вопросах локализации судостроения. О результатах этой поддержки не сообщалось.

В мае 2022 года вице-премьер Юрий Борисов заявил, что южнокорейские партнёры прекратили сотрудничество со «Звездой». «Придётся пересматривать производственную программу и выстраивать новую кооперацию, потому что корейские партнёры упаковали чемоданы и ушли», — сказал Борисов.

Однако Михаил Бурмистров говорит, что надо различать заявления иностранных партнёров и реальные действия. «Если бы они ушли целиком, то »Звезда« осталась бы в полном коллапсе, потому что там, в отличие, например, от Балтийского завода, не отстроено производство элементов», — сказал он MASHNEWS.
«По факту и сейчас практически всё делают южнокорейские партнёры. Как я слышал, »Звезда« совершает минимальные операции при строительстве, например, российская сторона собирает только носовую оконечность и приваривает её к судну, это такое ритуальное действие. Все остальные комплектующие — корейские», — говорит один из собеседников MASHNEWS.

Предполагалось, что рано или поздно наступит новый этап развития «Звезды», в ходе которого российские машиностроители начнут поставлять на дальневосточную верфь отечественное судовое оборудование. «Однако по факту в этом направлении ничего не предпринималось», — комментирует эксперт.

Возможно, сейчас вопрос с локализацией будет решаться, потому что у «Звезды» других вариантов просто нет. «Но стоит помнить, что импортозамещение требует времени. Это не год и даже не три в силу объективных обстоятельств», — комментирует глава Отраслевой судостроительной ассоциации Сергей Коновалов.

Субсидии и модернизация

Государство изначально готово было поддерживать строительство крупнотоннажных судов на «Звезде». В конце 2019 года Правительство РФ утвердило правила, согласно которым «Звезда» получит 22 млрд рублей субсидий в качестве компенсации разницы в цене СПГ-танкеров для проектов «Новатэка». Субсидия нужна для того, чтобы «Звезда» могла освоить создание газовозов, которые ранее никогда не строились в России, а «Новатэк» получил суда для своих проектов по рыночной цене.

В декабре этого года Минпромторг объявил о предоставлении значительных субсидий на разработку судового оборудования, которое не выпускается в России (до конца 2024 года будет выделено 17 млрд рублей — MASHNEWS писал об этом).

«Предполагаю, что эти разработки скорее всего будут нацелены на то, чтобы разобрать иностранный образец и сделать что-то похожее», — считает один из участников рынка. Другие полагают, что это и есть самый правильный и короткий путь.

Поскольку процесс импортозамещения длительный, и производителям, и государству нужен параллельный импорт, в том числе, судового оборудования, добавляет Сергей Коновалов.

Проблема «Звезды» заключается не только в сложностях импортозамещения, говорит другой собеседник MASHNEWS. На недавно введённом сухом доке «Звезды» нельзя строить крупные суда с осадкой в 14 м, как заявлялось изначально. Из-за технологических ошибок там возможно строительство судов с осадкой не более 8,5 м, рассказывает участник рынка. Кроме того, проектом верфи не было предусмотрено возведение складов. «Предприятию требуется модернизация стоимостью около 50 млрд рублей», — считает он.

Редакция MASHNEWS направила запрос ССК «Звезда» с просьбой прокомментировать работу в условиях санкций, но ответа не получила.

Кронштадт как альтернатива

Для освоения Северного морского пути (СМП — не только самый короткий, но и единственный свободный от санкций водный маршрут, соединяющий Дальний Восток России с её европейской частью) нужно строить новые суда. «Сейчас один из главных вопросов: чем мы будем возить грузы и где взять транспортные суда», — сказал на форуме «Арктика» генеральный директор Центрального института морского флота Сергей Буянов.

«По нашим оценкам, нужно не менее 100 единиц новых судов. В том числе, 22 газовоза, 30 танкеров, 35 судов для перевозки балкерных грузов», — перечислил Буянов.

Эксперты понимают, что возможностей «Звезды» для решения этих задач не хватит, поэтому уже продвигается идея создания новой крупной верфи — на этот раз на Северо-Западе России. Летом этого года глава Росатома Алексей Лихачёв попросил президента Владимира Путина дать поручение проработать вопрос реализации проекта по строительству новой крупнотоннажной верфи в Кронштадте. Предполагается, что проект будет реализован совместно с Объединённой судостроительной корпорацией (ОСК).

По предварительным заявлениям, новая верфь может быть построена в три этапа за 200 млрд рублей на острове Котлин.

Глава ОСК Алексей Рахманов ранее говорил, что Росатом совместно с Балтийским заводом мог бы производить блоки и насыщенные секции, а достраивать заказы уже в Кронштадте. Обсуждался вопрос переноса мощностей Балтийского завода в Кронштадт к 2040 году. В ноябре этого года СМИ сообщили о возможности создания совместного предприятия ОСК и Росатома на базе Балтийского завода.

СПРАВКА MASHNEWS:
Судостроительный комплекс «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края с 2015 года строит консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС). Собственники СТС: 89% у АО «Роснефтегаз» (дочернее предприятие Роснефти), по 5,5% у «РН-Транс» и у «ГПБ-Промышленные инвестиции».

Сейчас портфель заказов верфи превышает 55 судов. Заказчики: «Роснефтефлот», «Новатэк» и «Совкомфлот». Для них верфь должна построить танкеры класса Aframax для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, танкеры-газовозы СПГ ледового класса Arc7, танкеры-продуктовозы класса MR, танкер-челнок усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 тыс. тонн. В планах — строительство арктических танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. тонн.

Екатерина Миронова для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: