Таксистов пересадят на Lada и Haval: в деле о «шашечках» поставлена точка
Госдума 13 мая во втором и третьем чтении приняла закон о локализации такси. Реакция на документ со стороны таксопарков, экономистов и большинства автоэкспертов была и остается крайне негативной: депутатов обвиняют в протекционизме в пользу «АвтоВАЗа». Действительно ли ситуация на рынке перевозок в ближайшие несколько лет кардинально изменится?

Было – стало – будет
Локализация отечественного рынка такси, полностью запрещающая использование в этом бизнесе импортных автомобилей, случилась даже раньше, чем ожидалось: первое чтение законопроект прошел в январе, породив настоящий шквал обсуждений, второе и третье - вчера, 13 мая. Значит, документу быть именно в таком в виде, в котором он существует сейчас.
Основополагающий момент всего один, но он глобально меняют расстановку сил в сегменте такси: машины, используемые как таксопарками, так и частными извозчиками, должны соответствовать балльной системе локализации, аналогичной той, что используется при госзакупках.
В мартовскую редакцию документа были внесены две существенные поправки. Во-первых, до 2033 года к перевозкам также могут быть допущены машины, произведенные на одном из российских заводов в рамках специального инвестиционного контракта (СПИКа), заключенного с марта 2022 по март 2025 года. Во-вторых, закон будет действовать не на всей территории России, до 2028-го он не затронет Сибирь и Дальний Восток, до 2030-го – Калининградскую область. Все машины, которые внесены в реестры такси до марта текущего года, по-прежнему будут иметь право работать в этой сфере.
В списке не только «АвтоВАЗ»
Что все это значит? Простыми словами: в такси должны работать только машины отечественного производства. Это не значит, что при вызове автомобиля с шашечками приедет либо «Гранта», либо «Веста», свой кусок пирога получат и китайские производители в виде Great Wall, организовавшего полномасштабную сборку своих машин марки Haval в Тульской области. Не исключено также, что к рынку перевозок будут допущены и автомобили, выпускаемые на калининградском «Автоторе», если крупноузловую сборку удастся перевести на производство полного цикла.
Бенефициары очевидны. Новый закон, который начнет действовать с марта следующего года, позволит увеличить продажи «АвтоВАЗу», параллельно с этим избавив его от конкурентов, импортируемых из КНР. Но не только ему. Продажи должны пойти вверх у «Москвича», который пока так и не стал народным, а также липецкого «Эволюта». Безусловно, свое положение укрепит Great Wall – единственный китайский автоконцерн, рискнувший открыть в России собственный завод.
«Разрешение на деятельность такси действует 5 лет. Норма о локализации вступит в силу с 1 марта 2026 года, следовательно, чтобы с этой даты внести автомобиль в реестр такси, он должен соответствовать требованиям локализованности, - поясняет руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. - Для каждого перевозчика будет свой переходный период. В таксопарках срок эксплуатации авто в среднем 3-4 года, его все равно придется менять. Только теперь это будет авто из перечня допустимых».
К чему это приведет с точки зрения простого пассажира? В Москве и Санкт-Петербурге ситуация вряд ли заметно изменится, исчезнут Chery – их заменят Haval. Совершенно другое дело – в регионах. «Важно, что в законопроекте предлагается отбирать авто, имеющие определенное количество баллов локализации. Проблема в том, что сама система баллов введена в 2019 году, а в такси используются машины и старше. За Уралом таких машин большинство. И если их владельцы захотят работать в такси легально, то новый законопроект такой возможности их лишает. Авторы считают, что для того, чтобы начать зарабатывать деньги для семьи, сначала нужно купить «Весту» за 2 млн рублей», - говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Выбора в любом случае нет
Наиболее очевидная проблема – именно частные водители, работающие на личных автомобилях, подключаясь к тому или иному агрегатору. Таких в России миллионы. Впрочем, никто не обязывает их с 2026 года утилизировать привычный Volkswagen Polo или Kia Rio и купить вместо этого Lada или Haval, отмечает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин: «Автомобили, которые ими используются сейчас, могут работать до того момента, пока у них не отвалятся колеса. А вот уже следующее лицензирование возможно только при соблюдении норм нового закона».
Эксперт в принципе не склонен драматизировать эффект от нововведений. «Возникает вопрос, когда у вас закончится ваш Kia Rio или Skoda Rapid, у которых сейчас уже пробеги под 300-400 тыс. км, на чем вы будете ездить? Выкатывать их до конца, конечно, здорово, но в какой-то момент этот автомобиль будет стоить вам в обслуживании больше, чем вы будете на нем зарабатывать».
Ранее Общественный совет по развитию такси опубликовал отчет, согласно которому таксисты крайне недовольны надежностью и стоимостью обслуживания автомобилей производства «АвтоВАЗа», а за два месяца до этого, в феврале, схожие данные обнародовала ассоциация «Национальный совет такси».
Но, по мнению Ракитина, выбирать в любом случае будет не из чего: на рынке (в том числе из-за утилизационного сбора) остаются и останутся только отечественные производители, купить новую Skoda Octavia взамен старой на практике можно, но экономически нецелесообразно. Поэтому абсолютно всем таксистам, вне зависимости от закона о локализации, придется выбирать между тем, что производится на территории России.
«Давайте обратимся к опыту Китая, - предлагает главред Quto.ru. – В китайском такси нет ни одного некитайского автомобиля. Например, все крупные компании в Пекине закупают BAIC, в Шанхае – SAIC, ничего зазорного в этом нет. Не будем также забывать, что в нашем случае речь идет не только о Lada, выбор куда шире».
Не «водители», а «попутчики»
Остается как минимум один вопрос, указывают эксперты, – финансовый. «Бомбилы никуда не делись. Приезжаешь, к примеру, в Елец Липецкой области. Там у значительного количества машин на антеннах маленькие шарики. Что это? Замена тех самых шашечек. Это бомбилы. Самозанятых в принципе нужно выводить из-под действия этого законопроекта, хотя бы дать им отсрочку на несколько лет. Нельзя лишать сотни тысяч людей единственной возможности легального заработка», - уверен Антон Шапарин.
«Основной инструмент обновления автопарков – это лизинг, - напоминает Павел Стенников. - Так как лизинг доступен только юридическим лицам, норма о локализации должна касаться только таксопарков. Физическим лицам (самозанятым) этот инструмент недоступен, они получили еще одно невыполнимое требование».
Как уже было сказано, сугубо визуально ситуация в таких городах как Москва, Казань, Екатеринбург и Петербург поменяться не должна: в такси по-прежнему будут использоваться автомобили преимущественно с китайской родословной и не старше 2-3 лет. В других регионах таксопарки зачастую отсутствуют как класс, а доходы водителей-частников не позволяют приобрести новую машину, неважно какую именно.
Действительно, не исключен откат к временам «бомбил», а также использование хитростей агрегаторами: так, например, в Воркуте приложение при заказе машины ищет не «водителя», а «попутчика». В любом случае замещение новыми «Ладами» и Haval абсолютно всех машин такси в России невозможно. Надежда лишь на мегаполисы.
В таксопарках запросы Mashnews остались без ответа.