Суэцкий канал: готова ли Россия предложить альтернативу?

29 Март 2021 08:30
Читать 17 минут

Неделю, с 23 по 29 марта Ever Given, один из крупнейших в мире контейнеровозов, стоял на мели поперёк Суэцкого канала. Согласно данным от 27 марта в заторе находилось 321 судно. Корреспонденты MASHNEWS узнали, какова вероятность использовать Северный морской путь как альтернативу Суэцкому каналу. 



Авария произошла около 6 утра по местному времени (GMT+2) во вторник, 23 марта. Возможная причина потери управления судном — сильный ветер и песчаная буря. Никто из членов экипажа не пострадал. 


Сегодня, 29 марта в 4:30 по местному времени Ever Given был поднят на поверхность воды, сообщила транспортная компания Inchape в Twitter. Это удалось после того, как спасательные команды извлекли 27 тыс. куб. м песка, в котором застряло судно. В настоящее время, согласно информации портала MarineTraffic.com, 400-метровый контейнеровоз находится на 30°01'3,18" северной широты, 32°34'49,584" восточной долготы. 


Константин Сивков, доктор военных наук, предположил, что может быть причиной происшествия, и назвал меры, которые помогут Египту снизить вероятность повторения подобной аварии.

"Вы знаете, я считаю, что данное происшествие связано сугубо с техническим состоянием судна, либо с человеческим фактором — одно из двух. Конечно, желательно Суэцкий канал расширить, раза так в полтора. Чтобы можно было обеспечить безостановочный проход крупнотоннажных судов одновременно в обе стороны. Канал нужно углубить и постоянно отслеживать состояние его дна, то есть это всё вопросы об инфраструктуре".

Ever Given следовал из порта Яньтянь (Китай) в Роттердам (Нидерланды). Ожидалось, что в место назначения он прибудет 31 марта. Японская компания Shoei Kisen, которой принадлежит судно, 25 марта извинилась за инцидент и заверила, что пытается изменить ситуацию несмотря на "чрезвычайно сложное" положение. 

В ночь на 27 марта контейнеровоз удалось немного сдвинуть с места, однако дальнейшие попытки успехом не увенчались. Департамент ситуационно-кризисного центра МИД России тогда предупредил в своём официальном Twitter-аккаунте, что разблокировка канала может занять несколько недель.

Некоторые компании (такие как, например, Mediterranean Shipping Co. и A.P. Moeller-Maersk A/S) уже начали перенаправлять свои суда в обход самой южной точки Африки — мыса Доброй Надежды, что отсрочит доставку грузов ещё на неделю и существенно увеличит транспортные расходы. 

В России в связи с инцидентом начали обсуждать необходимость развития Северного морского пути (СМП), так как теперь, вероятно, потребность в нём постепенно начнёт расти.

Эксперты из Сколково видят главное преимущество СМП в экологичности перевозок. По их мнению, использование Севморпути поможет снизить выбросы парниковых газов на 23%.

Военный аналитик Константин Сивков тоже уверен в перспективности СМП:

"Но это произойдёт ни сегодня и ни завтра. Севморпути ещё нужно время, чтобы развернуться. Для этого необходимо создать надлежащую передовую инфраструктуру, которая была бы способна обеспечить проводку большого потока кораблей. Необходимо решить задачу прокладки фарватеров (судоходных русел, ред.), отслеживать рельеф дна, потому что он регулярно меняется, увеличить количество ледоколов. Всё это займёт достаточно много времени. Сейчас, когда Суэцкий канал заблокирован, мы можем провести ограниченное число судов по Севморпути, для этого у нас есть ресурсы. Но чтобы сделать из СМП полноценную артерию, требуются большие вложения".

Сергей Подпорин, заведующий кафедрой “Судовождение и безопасность судоходства” Севастопольского государственного университета, предположил, сколько времени понадобится СМП, чтобы укрепить свои позиции:

"В Севморпуть могут зайти только суда с ледовым усилением, у большинства такого пока нет. Но в свете того, что климат у нас меняется, в Арктике становится теплее и меньше льда, то через, лет 20-30 — вполне возможно. То есть, конкретно для этой ситуации — нет, а на будущее — может быть. Но сейчас отношение к Севморпути всё ещё достаточно осторожное".

Эксперт по Ближнему Востоку Анатолий Несмиян считает: шансов на то, что Севморпуть станет альтернативой Суэцкому каналу, практически нет.

"Здесь целый набор факторов: и необходимость эксплуатации судов ледового класса, стоимость провоза тонны груза на которых выше, чем у обычных, это и более жесткие требования к персоналу судов, и более высокие зарплаты плюс невозможность использования маршрута круглый год. Да и неожиданностей на севере всегда существенно больше, чем на теплом юге", — объяснил Несмиян в своей авторской программе "Парафраз".

Остаётся неизвестным, когда возобновится движение по каналу. Корреспонденты MASHNEWS продолжают следить за ситуацией в Египте. 


СПРАВКА MASHNEWS: 
Ежедневный ущерб, наносимый мировой экономике Суэцким затором, оценивается в $9,6 млрд (то есть $400 млн в час). Цифра основана на подсчётах судоходной компании Lloyd’s List, согласно которым стоимость товаров, следующих за одни сутки через Суэцкий канал в западном направлении составляет $5,1 млрд, а в восточном — $4,5 млрд. Основная часть трафика канала — потребительские товары, на экспорт энергоносителей (сжиженный природный газ, сырая и рафинированная нефть) приходится 5-10% мировых поставок. На сегодняшний день из-за образовавшейся пробки задерживаются поставки около 13 млн баррелей нефти и нефтепродуктов, примерно 2,6 млн имеют российское происхождение. Цена на нефть Brent уже увеличилась почти на 6%.

Больше новостей: