Судостроители просят МЧС объяснить суть нового приказа
Для представителей судостроительной отрасли стала открытием часть законодательных нововведений от МЧС России. Одни игроки рынка не могут понять, что от них хотят, другие теряются в догадках.

С 1 марта 2026 года вступят в силу новые Правила пользования маломерными судами на водных объектах, утвержденные приказом МЧС России от 22 июля 2025 года № 636. Кроме того, в эту же дату планируется вступление в силу приказа МЧС России от 29 октября 2025 года № 980 «Об утверждении обязательных требований к технической документации на маломерное судно». В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Об этом сообщили в пресс-службе МЧС России в ответ на запрос Mashnews.
В ведомстве добавили, что 1 сентября 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 3 февраля 2025 года № 4-ФЗ «О безопасности людей на водных объектах», наделяющий МЧС России полномочиями по регистрации и освидетельствованию всех маломерных судов, вне зависимости от целей их использования. Исключение составляют маломерные суда, используемые в целях обеспечения торгового мореплавания и судоходства. Перечень их категорий (типов) определяется Минтрансом России и утверждается соответствующим нормативным правовым актом.
Вместе с тем, соответствующим постановлением правительства РФ Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России уполномочена осуществлять классификацию и техническое наблюдение за маломерными судами в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов».
Как выяснил корреспондент Mashnews, часть законодательных нововведений стала настоящим откровением для судостроителей. В первую очередь это касается обязательных требований к технической документации на маломерное судно. Более того, даже юристы не берутся за разъяснение новых правил.
Ужесточение требований
На сегодняшний день МЧС руководствуется несколькими документами, из которых можно выделить Регламент по освидетельствованию маломерных судов, а также Требования по безопасности для маломерных судов (в том числе положения технического регламента Евразийского таможенного союза), объяснил Mashnews директор по коммерческим вопросам АО «ЦНИИ «Курс» Даниил Коновалов.
«Данные документы отражают необходимость наличия технической документации на судно (технический паспорт и технический паспорт на двигатель), а также требования к средствам обеспечения безопасности, материалам, конструкции, наличии исправных электронных средств, механической оборудования и так далее», — уточнил он.
Положения Технического регламента Таможенного Союза (ТР ТС 026/2012) предъявляют требования к сертификации маломерных судов уполномоченными органами государств-участников, на суда до 6 метров и более 6 метров, добавил Коновалов.
Таким образом, требования к освидетельствованию судна и проверке его безопасности были и до потенциального приказа МЧС России № 980 «Об утверждении обязательных требований к технической документации на маломерное судно». Однако требования к технической документации при предъявлении судна МЧС владельцем не содержали, кроме паспорта и договора купли-продажи, сведений о его конструктивных особенностях (информацию об остойчивости и непотопляемости, теоретический чертеж, чертежи общего расположения, расчет нагрузки масс).
«Предположу, что целью нового приказа МЧС является более объемное представление технической документации при обороте судов на территории России. Причиной, видимо, стало определенное число аварий с участием судов, состав документов которых не мог явным образом подтвердить пригодность к эксплуатации. Предположу, что в ряде случаев, когда расследовали эти происшествия на воде, эксперты пришли к выводу, что есть особенности технического исполнения судна, приведшие при определенных условиях к крушению. Поэтому и усугубили требования к документированию конструктива. А еще, но это не точно, такие требования предъявляют для быстрого выявления «скрытых возможностей судна»», — подчеркнул Коновалов.

Лодка «РибМастер 720 Патруль» производства ООО «Скоростные катера Мобиле Групп». Фото: Дмитрий Матвеев / Mashnews

Правила классификации уже существуют
Не очень понятно, для чего нужен новый приказ «Об утверждении обязательных требований к технической документации на маломерное судно», отметил в беседе с Mashnews технический директор и соучредитель ООО «Скоростные Катера Мобиле Групп» Сергей Крекнин. Он прислал корреспонденту принятый еще в 2016 году документ — методические рекомендации о порядке проведения ГИМС МЧС России классификации маломерных судов в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов». В нем фигурирует список из 32 документов, которые можно использовать для классификации судов. В новом приказе указывается похожий перечень, но с чуть меньшим количеством пунктов.
«Честно говоря, не очень понимаю, для чего новый список документов нужен. Без них нельзя сертифицировать? Классифицировать? Поставить на учет? Есть маломерное судно. Есть к нему пакет документов. И что далее с этими документами делать? Если это замена списка из предыдущего документа от 2016 года, то почему об этом нигде не сказано?» — задался вопросом Крекнин.
Судостроители сейчас каждый раз при получении классификации подают в ГИМС документы из списка, который прописан в методических рекомендациях от 2016 года. Если законодатели хотят уменьшить этот список, то это здорово, подчеркнул Крекнин.
«Пунктов в новом приказе меньше, сделать это проще. Но там не сказано о том, что один документ заменяет другой. Там есть какой-то список необходимых бумаг, а что с ними делать — абсолютно непонятно. Я думаю, этот вопрос надо задать тому человеку, кто этот проект придумал», — отметил Крекнин.
С просьбой прояснить ситуацию с новым приказом МЧС корреспондент Mashnews обратился и к юристам — в адвокатское бюро «Качкин и Партнеры» и юридическую компанию «Максима Лигал». В обеих ознакомились с вопросами и воздержались от комментариев. Таким же образом поступили и некоторые игроки судостроительной отрасли.
СПРАВКА MASHNEWS
• ООО «Скоростные катера Мобиле Групп» зарегистрировано в 2012 году в Санкт-Петербурге и специализируется на строительстве кораблей, судов и плавучих конструкций. В 2022 году выручка компании составила 154 млн рублей, прибыль — 352 тыс.
• АО «ЦНИИ «Курс» зарегистрировано в 2006 году в Москве. Выручка в 2018 году составила 546 млн рублей, прибыль — 345 тыс.
• Под «скрытыми возможностями судна» понимаются особенности конструкции и оборудования, повышающие его эффективность.