05 марта 2022 11:07
читать 10 минут

Студия FORMA: рынок промышленного дизайна растёт на 10-20% ежегодно

Профессиональные услуги индустриального дизайна набирают всё большую популярность в российской промышленности. В борьбе за диверсификацию рынков сбыта и совершенствование эргономических параметров производители подключают к разработке новой продукции дизайнерские бюро. Корреспондент MASHNEWS поговорил с руководителем студии FORMA Industrial Design Дмитрием Мареевым о распределении полномочий с заказчиками, связи внешнего облика техники с маркетинговыми преимуществами, а также о модернизации советских катеров на подводных крыльях и совместной подготовке с итальянскими коллегами стилевых решений для отечественных электрокаров.

— Студию в 2011 году открыли выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета c кафедры «Автоматы» (с 2019 года — «Высшая школа автоматизации и робототехники« — ред.) по направлению «Промышленный дизайн». Тогда отрасль находилась в неразвитом состоянии, а поиск работодателя оказался проблемой.

Сегодня FORMA занимается всем циклом: от подготовки эскиза до создания цифровой 3D-модели, от разработки конструкторской документации до изготовления опытных образцов. Клиенты приходят с идеей, а уходят со всем необходимым для запуска изделия в серию.

— Что сейчас из себя представляет индустриальный дизайн в России и в мире? Какие особенности характерны для отечественного и зарубежного рынков? В какую сторону движется сфера, и в чём выгода для производителей от сотрудничества со студией?

— У западных студий зачастую есть своя специализация: автотранспорт, железнодорожная техника, медицинские решения и так далее. У нас рынок на стадии формирования, и поэтому российские промышленные дизайнеры — «многостаночники».

©FORMA Industrial Design

Тем не менее, за 10 лет существования FORMA мы пришли к тому, что заказчики вместо полного непонимания необходимости заниматься внешним видом и эргономикой всё чаще привлекают профильных специалистов.

Промдизайн — важный маркетинговый инструмент, от которого зависят продажи оборудования. Если облику устройства не уделили достаточно внимания, то не факт, что оно хорошо проработано с технической стороны.

К нам обращаются для бренд-позиционирования из-за большой конкуренции, при выходе на новые рынки, для сегментации продуктов по субрынкам. Это не говоря о потребности в улучшении функциональных свойств, а также снижения себестоимости за счёт повышения технологичности. Поэтому спрос на наши услуги высокий, а рынок, по примерным подсчётам, ежегодно растёт на 10-20%.

— На сайте студии представлено внушительное портфолио разноплановых проектов. Какие из них вы можете назвать наиболее удачными и значимыми?

— Пойдём в хронологическом порядке. Летом 2013 года на Ладожском транспортном заводе в Шлиссельбурге спустили на воду прогулочные катера «Пальмира-2« и »Пальмира-3«. Проект создан совместно с НПО »Спецпроект« для замены теплохода класса »Фонтанка« 1970-х годов, что ходит по рекам и каналам Невы.

©FORMA Industrial Design

Палуба советского судна делится на две части: с крышей и без. В зависимости от погоды пассажиры смотрят на городские виды с открытой половины или прячутся от дождя в салоне. Но это означает, что значительная часть пространства не эксплуатируется. Поэтому мы предложили концепцию сдвижной прозрачной крыши.

И если примерный срок окупаемости нового теплохода по советской конструкции составил бы 7–8 лет, то с нашим проектом судоходная компания выходит в плюс за 3–4 года.

В 2014 году начали сотрудничество с поставщиком эндоскопического инструмента «Эндо-Старс«. Ранее они возили продукцию из Германии и Китая, но из-за подорожания импортного оборудования решили заняться собственным производством и обратились к нам.

Дизайн и эргономика медтехники важны с точки зрения удобства хирургических манипуляций, эмоционального восприятия пациентами предстоящей операции, а также запоминаемости бренда. И сегодня компания уже продаёт изделия на экспорт.

Из более свежих историй — партнёрство с Центром компьютерного инжиниринга CompMechLab СПбПУ. Лаборатория специализируется на наукоёмких промышленных разработках на основе цифрового проектирования и аддитивных технологий.

Светотехника электрокара

Среди индустриальных партнёров дочерней компании университета, помимо крупных корпораций, представлен один из международных лидеров по автомобильному дизайну и проектированию — бюро ItalDesign.

Содействуя итальянцам, мы участвовали в подготовке стилевых решений для автомобильной техники: кабины и капота модернизированного трактора ЗСТ-Петра — аналога К-701 «Кировец», экстерьера демонстрационного электрокара CML CAR, светотехники экспериментального электромобиля «Кама-1«.

Взаимодействуем и с оборонными предприятиями. Недавно помогли «Алмаз-Антею» с предметным дизайном гражданской продукции. В рамках программы диверсификации концерн создал лазерную медицинскую технику для лечения болезней вен АЛТУ-01, а мы отвечали за эргономику и подбор материалов с комплектующими.

— В вашем портфолио также присутствует электрокатер «Молния« — рестайлинг »Волги-343« на подводных крыльях из пятидесятых годов от ЦКБ Алексеева с переводом на электротягу. Замысел звучит и выглядит привлекательно. Расскажите подробнее, как велась работа над проектом и как вообще родилась эта идея?

— К нам с нетривиальной задачей обратилась компания «Молния-Фойл« из подмосковного города Долгопрудный. Они решили переоборудовать »Волгу« в аналог Tesla на воде, для чего установили электрический винт и разместили в корпусе батареи. Ориентиром взяли знаменитый итальянский катер Riva Aquariva. Мы, в свою очередь, предложили композитную палубу и элегантный интерьер.

Электрокатер

Сейчас выпускаются коммерческие экземпляры «Молнии», а производитель принимает заказы на выполнение других модификаций.

— Вы много говорите о совместных проектах, в которых участвуют две-три стороны. Хочется побольше узнать о внутренней кухне и процессах промдизайна. Каким образом вы определяете и разграничиваете зоны ответственности?

— Во многом это зависит от характера и трудоёмкости поставленной задачи. Девайсы, отдельные комплектующие и аксессуары мы проектируем самостоятельно, включая разработку конструкторской документации. Распределение полномочий происходит на сложных проектах — уровня производственной установки или автотранспорта. Мы занимаемся обликом и эргономикой, а КБ заказчика — конструированием, технологической проработкой и запуском в серию.

Когда промышленный дизайнер включается в процесс, он сперва уточняет, какие материалы и производственные решения доступны, и уже относительно этих возможностей определяется стилистика. Именно технологии и тиражность изделия диктуют форму.

При необходимости привлекаем индустриальных партнёров: лабораторию Compmechlab или Sollers Engineering. В таком случае мы занимаемся авторским надзором (работа по соблюдению концептуального замысла в процессе реализации проекта — ред.). Если на этапе разработки возникают трудности, то совместно решаем их в соответствии с технологическими возможностями контрагента.

Руководитель студии Дмитрий Мареев © FORMA Industrial Design

И чем амбициознее идея, тем больше проблем может возникнуть. С другой стороны, именно благодаря инженерному вызову можно достичь наилучшего результата.

— Какие тренды есть сегодня в предметном дизайне? Что ждать в ближайшем будущем от дисциплины, на что ориентируются специалисты при прогнозировании?

— Чтобы понять тенденции, стоит посмотреть на опережающие и смежные отрасли. Для сельскохозяйственной техники или общественного транспорта передовой считается сфера легковых автомобилей. Промышленная электроника развивается за персональными планшетами и смартфонами.

Подглядеть передовые концепции можно у победителей международных тематических конкурсов: Red Dot Award и Good Design Award.

Общемировые тренды влияют и на российскую промышленность. Это запрос на экологичность и сокращение вреда природе как при эксплуатации, так и на этапе производства. Это развитие рынка индустриального интернета вещей. Это технология прототипирования и 3D-печати, с возможностью достижения уникальных механических и физических свойств за счёт новых материалов. И это повышение уровня активной и пассивной безопасности транспорта.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент