29 августа 2023 09:52
читать 8 минут

Стоит ли прошивать дроны? Волонтёры фронта объяснили, как переделать гражданский дрон в боевой

Сотрудники КЦПН (Координационный центр помощи Новороссии) выступили с лекцией на слёте операторов боевых дронов «Дронница». Они объяснили, как оборудовать гражданский беспилотник, условный Mavic, и главное — зачем. MASHNEWS рассказывает, как спрятать оператора дрона, как Украина уводит российские коптеры прямо в небе, что такое программа «Глаз-Гроза», которой нет аналогов. И главное, как на этом высокотехнологичном фоне выглядит модернизация винтовок Мосина.

Спасти оператора

Всероссийский слёт операторов боевых дронов «Дронница» проходил в Великом Новгороде, он завершился 27 августа.

Во время слёта на сцене актового зала Новгородской технической школы появились люди в масках и камуфляже. Всё-таки это была не силовая операция — вооружены они не были и имели при себе бейджи. Это сотрудники КЦПН, которые пришли рассказать операторам боевых дронов, как и зачем прошивать свой беспилотник.

MASHNEWS ранее сообщал со ссылкой на участников «Дронницы», что для противодействия БПЛА в зоне вооружённого конфликта есть масса способов с изъянами и только один стопроцентный, гарантированный — убить оператора. 

Когда путём несложного анализа к такому же выводу пришли другие энтузиасты и поняли, что противник тоже наверняка в курсе, на повестку встал вопрос — как же спасти жизнь оператору. 

Вышедшие на сцену в Новгороде люди в масках сказали, что сейчас отдуваются за своих товарищей, который параллельно сидят на крыше, выискивая вражеские беспилотники.

Ещё год назад, сказал первый докладчик, не все операторы отключали так называемый Drone ID. Это стандартная функция в обычном беспилотнике, чтобы его могли вычислить в воздухе, узнать, кому он принадлежит и где находится оператор. В мирных городах такая система полезна, например, полиции, если дрон нарушил какую-нибудь бесполётную зону или куда-то врезался. По сути, работает как номера на машине — способ идентификации ответственного. В зоне, где идут бои, Drone ID выполняет, скорее, функцию мишени.

Точное местоположение оператора выдаёт пульт, которым он управляет дроном. Скрыть оператора — если на его пульте нет экрана — помогает карманная глушилка. Если экран есть, то надо выпаивать GPS-модуль. 

1001 прошивка

Когда удалось отключить Drone ID (а делается это перепрошивкой), появляется следующий этап — надо скрыть координаты самого дрона. Однако ушлые разработчики, жалуются пользователи, например, дрона Mavic T3, не дают спрятать координаты. Это в принципе невозможно, что бы вы ни делали. Тогда проблема решается путём «смещения координат».


Фото: Олег Дилимбетов / MASHNEWS

Возможны и внешние модификации дрона. Например, та же глушилка привязывается изолентой к корпусу беспилотника и скрывает или смещает его координаты. Метод кустарный, что понятно из слова «изолента».

СПРАВКА MASHNEWS:
Гражданский дрон превращается в боевой, если к нему прикрепить, например, устройство для сброса. С помощью такого механизма с беспилотника на голову противника бросают боеприпасы. Самые популярный — осколочный боеприпас для гранатомёта ВОГ-25. Также используется ВОГ-17, он тяжелее (350 граммов против 250 у ВОГ-25). К дрону ВОГи крепятся уже в боевом состоянии. У них два предохранителя, которые снимаются перед «посадкой» на дрон.


Фото: Олег Дилимбетов / MASHNEWS 

«Когда мы разрабатываем варианты, то учитываем и вопрос стоимости. У нас нет глобальных денежных ресурсов, у нас каждая копейка на счету. Мы всегда обращаем внимание на стоимость устройства», — отмечают рассказчики из КЦПН. 

Самое любимое их число, как выяснилось на слёте, — 1001. Почему так? Потому что так называется передовая прошивка для дронов, которой, правда, у волонтёров пока нет. Они немного обижены на военных, потому что сами могут прошивать дрон на 1001, но технологией не делятся. 

Эта прошивка хороша тем, что после её активации на дрон не надо ставить платы для антиспуфинга. Раньше ведь было как — украинские военные передают сигнал, который обманывает дрон. Он думает, что это сигнал от его оператора. Когда дрон сигнал принимает, ему дают новые координаты полёта. Как правило, это координаты любого аэропорта. Добропорядочный дрон знает, что в аэропортах ему летать нельзя, и отказывается выполнять команду, просто садясь на землю.

Уровень антиспуфинга на 1001 такой, что при выполнении боевых задач можно даже включать интернет. Всё равно сигнал никто не перехватит. Такого ПО у Украины нет. Его разработали «Русские хакеры».


Фото: Олег Дилимбетов / MASHNEWS

Ещё одна пока не превзойдённая программа (на самом деле это две программы, работающие вместе) «Глаз-Гроза» (одна называется «Глаз», вторая, соответственно, «Гроза»). Главное её преимущество — она автоматически определяет координаты цели, которая находится в центре экрана оператора. Это очень важно для корректировки огня. 

Борьба с дроноборцами

Вопросы, которые остались нерешёнными, оставили на конец лекции. Сейчас стоит задача научиться перепрошивать дроны, чтобы они летали на нестандартных частотах. Это даст им возможность сопротивляться средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В первую очередь, должна появиться неуязвимость перед антидроновыми ружьями. Дело в том, что у многих моделей таких ружей есть диапазоны частот, по которым они «работают». Если дрон летит вне заданного канала, ружьё бесполезно. 

Азы безопасности представил спикер с позывным «Доцент». Он отметил, что РЭБ противника — это одно, но своя РЭБ ещё хуже. Поэтому он сформулировал несколько правил, которых должны придерживаться операторы. 

  • Не летай со вставленной картой памяти;
  • Не летай над своими с включённой записью и вообще поменьше летай над своими;
  • Свой РЭБ опаснее вражеского;
  • Не пиши ничего на дроне. 

Оператору беспилотника также следует иметь собственное антидроновое ружьё. Оно нужно для защиты от коллег с той стороны, а также, если не повезло, от собственного дрона, который поддался на спуфинг.

А пока со сцены говорят о продвинутых прошивках и безаналоговых средствах корректировки огня, всего в ста метрах, в выставочном павильоне «Дронницы» разработчик Алексей Левошко рассказывает, как для современной российской армии модернизируют винтовки Мосина времён Первой и Второй мировых войн. 

«Внезапно для населения и Министерства обороны на вооружении снайперов появилась винтовка Мосина. Учитывая, что она »полное бревно« в современных реалиях, её пришлось дорабатывать. Сделать сошку, разработать неповторимый кронштейн, новый ударно-спусковой механизм и ствольную муфту для установки дульного тормоза или нормального пламегасителя», — рассказывает он. 

 Очень изобретателен у нас народ.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент