02 сентября 2021 19:05
читать 9 минут

СНСЗ вчера, сегодня, завтра: рассказывает генеральный директор

В ходе Международного военно-технического форума «Армия-2021» подписан государственный контракт на строительство и поставку Министерству обороны РФ тральщиков проекта 12700 производства Средне-Невского судостроительного завода. На заводе продолжается изготовление пассажирских судов проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев». Генеральный директор завода Владимир Середохо согласился рассказать MASHNEWS об этих и других событиях из жизни предприятия.

— «Виктор Астафьев» — второе судно проекта А45-90.2, как идёт строительство кораблей этой серии?

— Да, «Андрей Дубенский» — головное судно этой серии. «Виктор Астафьев» — второе судно. Пока у нас контракт на два судна. После сдачи первого, возможно, будет принято решение о продолжении серии, но уже более круизного характера. Два первых — пассажирские теплоходы, третий — круизный. Но сначала нужно сдать первые,  заказчики посмотрят, как работают суда, появится опыт эксплуатации, чтобы потом, может быть, внести необходимые изменения. Это интересный, перспективный проект для северных рек и по технологии, и по материалам. Там применяются и сталь, и алюминий, и композиционные материалы. Есть инновационные решения по аккумуляции тепла и по минимизации расходов топлива для улучшения экономики эксплуатации. Я уверен, что теплоходы этой серии будут востребованы и для других северных рек.

Владимир Середохо. ФОТО — СНСЗ

— Можно сказать СНСЗ возрождает традиции крупного гражданского судостроения у нас в стране?

— Да, мы и завод «Красное Сормово» фактически начинаем новую историю пассажирского судостроения в России. В СССР построили два теплохода такого размера, и до сегодняшнего времени такого опыта больше не было. Но экономика всё расставит на свои места, будут эффективными такие суда — будем строить.

— СНСЗ — монополист производства минных тральщиков проекта 12700 «Александрит», в настоящий момент заканчиваются работы по восьмому кораблю этой серии «Лев Чернавин»?

— Я не очень люблю это выражение «монополист». Никто не мешает другим предприятиям развивать эту технологию, и нам её никто не подарил, мы сами её развили. В советское время было выражение «специализация», это приносило очевидные плюсы, появлялся опыт. СНСЗ построил более 300 минных тральщиков различных проектов. А первое композитное судно построили в 1968 году методом открытого формования стеклопластика. Это тоже был небольшой минный тральщик. Важно, что завод накопил традиции, опыт, подготовил кадры. Сейчас мы используем большое количество цифрового оборудования, вакуумную инфузию, 3D-проектирование, роботов. По восьмому кораблю проекта 12700 «Лев Чернавин» ведутся плановые работы. В следующем году мы спустим его на воду и в 2023 году сдадим флоту.

«Георгий Курбатов» — тральщик проекта 12700 «Александрит». ФОТО – СНСЗ 

— Как обстоят дела с передачей композитной технологии на Амурский судостроительный завод?

— Их сотрудники приезжали сюда, учились, работали вместе с нашими специалистами. Мы поделились информацией. И теперь работаем в кооперации с Амурским заводом. 

— Вы успешно и серийно строите надстройки для корветов проектов 20380 и 20385, а как идут дела с принципиально новой надстройкой для корабля проекта 20386?

— По работе с заводом «Северная Верфь» всё выполнили в плановом порядке. Для всех строящихся кораблей надстройки готовы и уже поставлены.

— Интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР) есть только для проекта 12700 или других проектов тоже?

— Только для проекта 12700. Здесь мы работаем вместе с ЦМКБ «Алмаз».

Катамаран «Грифон». ФОТО – СНСЗ

— Проект 23290, первый гражданский катамаран «Грифон», в мае уже начал работать на линии Новороссийск — Сочи. Будет продолжение проекта?

— Да. Сейчас суда заказывает компания «ВодоходЪ». Начинаем работать. Сдать заказ планируем в мае 2023 года.

«Пионер-М». ФОТО — СНСЗ

— На какой стадии строительства находится маломерное научное судно «Пионер-М» проекта 25700 и готов ли завод строить серию?

— Это опытная работа. Маломерное научно-исследовательское судно прибрежной зоны плавания с элементами безэкипажного управления движением. Серии не предполагается. Занимается изготовлением судна СНСЗ, Объединённая судостроительная корпорация и Севастопольский государственный университет. В конце сентября мы планируем спустить «Пионер-М» на воду.

— В первом квартале 2021 года СНСЗ одобрен займ от Фонда развития промышленности по программе «Цифровизация промышленности и создание цифрового комплекса информационного и программного обеспечения бизнес-процессов». В августе 2020 года ОСК отчиталась о выполнении второго этапа работ прототипа производственной системы программы «Цифровая Верфь». Это два разных проекта? На какой стадии сейчас их воплощение в жизнь?

— Есть консолидирующая концепция в корпорации, и есть непосредственно наш заводской проект. В августе-сентябре планируем получить кредит от Фонда развития промышленности по программе Министерства промышленности и торговли России в рамках пилотного проекта для нашего завода. ОСК разрабатывает общую концептуальную платформу для всех своих предприятий. У нас на заводе первый этап закрыт в 2019 году, второй — в 2020 году. Сейчас заканчиваем третий. Там целый перечень мероприятий по программным продуктам.

— Что такое система «Fibersim», для чего используется и какие есть результаты?

— Да, приобрели этот продукт. Потом Siemens купил тоже. Это система расчёта раскладки тканей на сложных поверхностях. Ткань рулонная, и при укладке могут быть изломы, чтобы избежать этого, машина рассчитывает и раскладывает каждый слой с определённым смещением. Как при строительстве деревянных домов из клееного бруса. Заготовки для бруса ставят, потом используется клей, после чего идёт смещение. И чтобы ровно следующий слой ложился, нужно всё просчитывать. Система работает как хороший портной, чтобы костюмчик сидел. И она оправдывает себя, используем везде.

— Реконструкция, перевооружение завода произведены уже на полмиллиарда рублей? Что ещё собираетесь сделать в этом направлении?

— Всё что мы начали в 2017, 2018 и 2019 году уже закончили. Вы знаете, у нас компакт-верфь. И вся модернизация прошла в условиях действующего предприятия. Это происходило поэтапно, на протяжении более 10 лет. И переоборудование цехов, эллингов и всё остальное. Если у нас 20 эллингов под крышей, мы не могли раскрыть все. Открывали три, делали с нуля, переезжали в готовые и делали следующие. Поэтому и растянулось так. Только по новому слипу было израсходовали более миллиарда рублей. Почти 70 лет использовался старый слип, построенный после Великой Отечественной Войны. Практически на 80% Средне-Невский завод обновился. Сейчас на очереди — достроечная набережная. Мы собираемся проводить конкурс на выбор исполнителя работ. В 2022-2023 году сделаем набережную. К 2025 году можно будет говорить о стопроцентной реконструкции.

— А если о сложностях говорить, чтобы Вы отметили?

— Проблема кадров. Нужно создавать такие рабочие места, чтобы молодёжь шла. Чтобы новые технологии привлекали молодых людей. Мы же знаем, что кругом происходит: 5G, 3D-печать, виртуальная реальность. Молодые люди должны видеть возможность роста на современном производстве, как это происходят с технологиями в жизни.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент Добавочный номер 103
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!