31 июля 2024 10:01
читать 7 минут

Шинный рынок: зависимость от импорта снижается

В первом полугодии зафиксирован 15-процентный рост продаж автомобильных покрышек. Вместе с тем выросли и цены – эксперты связывают это с сезонностью и недостатком каучуковых смесей российского производства. Дефицита шин не будет, отмечают они, более того, в скором будущем отечественные производители закроют сегменты редких типоразмеров, и зависимость от импорта, возможно, будет сведена к нулю.


Не только масс-маркет

За январь-июнь текущего года продажи на шинном рынке выросли на 15%, причем большая часть пришлась на модели для легковых автомобилей – их доля составляет 86,2% от всех продаж в рознице. На втором месте находятся покрышки для автобусов и среднетоннажных грузовиков (5%), «бронза» - за тяжелыми грузовиками (2,8%). Такие данные содержатся в отчете оператора государственной системы маркировки «Честный знак».

Продажи растут, однако жалобы автовладельцев остаются прежними: шинное производство в России закрывает нужды только «массового сегмента». Однако если совсем недавно не приходилось даже надеяться на какие-либо подвижки в этой области, то летом ситуация изменилась. 

«Качество российских шин за последнее время выросло, появляются модели, которых раньше не было. Есть недостаток скоростных покрышек, большого диаметра, факт есть факт, но Ikon, получивший технологии Nokian, как раз эту историю планирует развивать», - рассказывает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.

Надежда есть, согласен с коллегой главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков: «У нас нет никаких проблем с шинами самого массового сегмента, причем под словом «массовый» я не подразумеваю слово «дешевый». В России производятся шины на 90% транспорта, вплоть до 19-го диаметра. Даже 20-й – но там в незначительных объемах. В последнее время лидеры отечественного шинного производства или уже начали делать, или готовят в следующем сезоне выпуск специфических размеров. Например, для китайских кроссоверов. Раньше у нас такого в принципе не было, все приходилось везти из-за рубежа».


Шины есть почти для всех

Проблема, пусть и в меньшей степени, все же остается. «Шины уровня UHP для спортивных машин, для очень быстрых и мощных внедорожников, для супердорогих электроавтомобилей – вещи специфические и в России не производятся, как и шины runflat. Все это будет идти по импорту, по двойному, тройному тарифу. Нередки случаи, когда люди покупают комплект шин за 200-250 тысяч рублей, причем сразу два, потому что потом их уже может не быть», - рассказывает Кадаков.

Впрочем, отмечает эксперт, доля таких покупателей на общем фоне довольно невелика. «Обиженными» остаются владельцы редких, и что немаловажно, новых автомобилей. Найти резину подходящего размера для «пожилых» кроссоверов и внедорожников, а также спортивных автомобилей «в возрасте» стало проще. И за счет расширения линейки отечественных производителей, и за счет Китая. Однако в обоих случаях остается вопрос качества.

«Если покупатель хочет приобрести хоть сколько бы то ни было качественные покрышки, то приходится искать среди китайцев – наша продукция стандартам качества отвечает далеко не всегда. Например, «Белшина» - не знаю, зачем это покупать. Главный вопрос в том, что никто не тестировал ангажировано, какая из покрышек, представленных на рынке, может хоть как-то заменять привычные Michelin, Bridgestone, Yokohama и Nokian», - отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Выбирая среди множества предложений из Поднебесной, следует быть максимально осторожным, предупреждают эксперты. «Есть действительно качественные, эдакие крепкие середняки, а есть откровенная помойка – при покупке надо изучать историю бренда, с кем из мировых компаний он сотрудничает, а сотрудничают почти все, с тем же Michelin или Continental», - говорит Максим Ракитин.

Зачастую совершенно неизвестная марка шин может оказаться отличным вариантом по одной простой причине – потому что производится на оборудовании, закупленном у одного из мировых шинных грандов, и по его же методике. А хорошо разрекламированная продукция, которая больше «на слуху», по факту окажется непригодной для безопасной езды.


Рынок стабилен, цены идут вверх

Здесь также возникает вопрос привычки: в реальности продукция российского Ikon (бывший Nokian) ничем не уступает европейским и японским образцам, и переплачивать двойную или даже тройную цену за импортный Michelin смысла нет. В этом плане история напоминает тех, кто до недавнего времени предпочитал продукцию премиум-брендов в части автомобилей: кто-то пересел с «немцев» на «премиум» из Китая, кто-то делать это категорически отказывается. Хотя выбор, конечно, есть.

Что касается цен, то их рост Максим Ракитин объясняет двумя причинами. «Это влияние сезонности, плюс еще момент: ряд технических каучуков мы не производим, закупаем их за валюту», - говорит эксперт. 

Согласно отчету специалистов «Честного знака», средняя цена одной летней покрышки в первом полугодии составляла 5830 рублей (рост на 13,7% по сравнению с январем-июнем 2023 года), всесезонной – 8264 рубля (рост на 13,2%), зимней шипованной – 7333 рубля (рост на 8,8%). Дешевле, к сожалению, не будет.

Подводя итог, можно прогнозировать, что катастроф на шинном рынке в России не ожидается. Заводов – более чем достаточно, технологии остались от европейских, американских и японских «топов», темпы успевают за спросом (производство покрышек в России за первые четыре месяца 2024 года увеличилось почти на треть в сравнении с аналогичным периодом 2023 года). А предложение со временем должно удовлетворить любой спрос: от 20-х и 21-х колес до runflat и грязевой, внедорожной резины. Запрет на импорт со стороны недружественных стран, как это произошло в случае с грузовыми шинами и Японией, на рынке не отразится за счет его невероятно быстрой наполняемости отечественными и китайскими аналогами.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!