Shacman проведет отзывную кампанию – но не целиком
Противостояние
между Росстандартом и производителем китайских грузовиков Shacman вышло в полуфинал: российское
представительство готово провести отзывную кампанию, вплоть до реэкспорта,
однако с частью обвинительных тезисов не согласно. При этом чтобы остаться в
России и не потерять потенциальных покупателей, у Shacman есть только один вариант.

Стратегии пока нет
На пресс-конференции, проведенной 8 апреля российским представителем Shaanxi Heavy Duty Automobile Co. (производителем грузовиков Shacman), было официально заявлено: дилеры готовы к отзывной кампании, но с одной оговоркой – как именно ее проводить, понимания нет, так как нет утвержденного обеими сторонами конфликта списка обязательных доработок.
В Росстандарте настаивают на том, что это «избыточный уровень шума, недостаток боковой защиты и неправильная конструкция противоподкатного бруса», а также недостаточно эффективная тормозная система. В Shacman же, как следует из сказанного на пресс-конференции, согласны только с тем, что российским нормам не соответствуют болты крепления противоподкатного бруса.
То есть провести «модернизацию» готовы, но какую именно – ответа нет.
«Поскольку Shacman продолжает оставаться одним из лидеров российского рынка, понятно, что после скандалов последнего времени им нужно предпринимать какие-то действия. Но четкой, точной стратегии у компании пока нет», - считает редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов.
СПРАВКА MASHNEWS
- Shacman – марка грузовых автомобилей, выпускаемых заводом Shaanxi Heavy Duty Automobile Co. в китайской провинции Шэньси. Завод основан в 1968 году для выпуска армейских грузовиков. С 2000 года компания Shaanxi начала выходить на иностранные рынки. Название «Shacman» (Shaanxi+MAN) появилось как результат сотрудничества китайского завода с концерном MAN (Германия) в 2004 году.
- 10 февраля 2025 года на своем официальном сайте Росстандарт проинформировал о запрете импорта и реализации грузовиков Shacman SX5238. «Приостановлено действие одобрения типа транспортных средств (ОТТС), выданного в отношении грузовых автомобилей SHACMAN типа SX3258, - говорится в сообщении. - Причиной принятия данного решения является выявленное в рамках проведенных контрольных мероприятий несоответствие транспортных средств SHACMAN типа SX3258 целого ряда обязательных требований, предъявляемых к колесным транспортным средствам».
Был ли прав «Росстандарт»?
Еще любопытнее то, что в «Шакман Рус» отмечают: все завезенные в Россию машины марки Shacman соответствуют ОТТС и прошли шесть испытаний, три сертификационных и три контрольных. Соответствуют – но отзывная кампания все же будет проведена, вплоть до реэкспорта, заявил глава представительства Вадим Федотов.
Объяснение происходящему у Shacman простое и за последние несколько месяцев не поменялось: оказавшийся «некондиционным» грузовик, испытанный в НАМИ, был куплен на вторичном рынке, экспертиза оплачена третьим лицом. «Да, машина была не новая, если мы говорим об испытаниях, которыми апеллируют наши госструктуры вроде Росстандарта, они должны апеллировать только новыми машинами. Где она эксплуатировалась, как, мы этого не знаем», - отметил в кулуарах мероприятия вице-президент РОАД Виталий Киселев, оговорившись, впрочем, что «это его личное мнение».
Вопрос дальнейших гарантий
Отдельно на пресс-конференции была поднята тема незаконного ввоза грузовиков этой марки в Россию. Вадим Федотов признал: да, такие случаи действительно были, действия, по всей видимости, проводились частниками при помощи фейковых ОТТС. Дилер и импортер, по его словам, в данном случае не причем.
Так что же в результате будет с теми грузовиками, которые были проданы добросовестным покупателям в России?
«Понятно, что это взбудоражило перевозчиков, и сейчас у компании дела явно должны идти не лучшим образом. В один момент «несоответствия» затронули самосвалы – так где гарантия, что завтра они не затронут автомобили других классов, например, тягачи?» - задается вопросом Алексей Кованов.
Гарантий нет. Одна-единственная из возможных: перенос производства в Россию.
Одним заводом станет больше
В сухом итоге: два принципиальных момента. Во-первых, Shacman готов к отзывной кампании. И, как говорит Виталий Киселев, «то, что сегодня указано в недостатках, силами дилеров устранить можно». Во-вторых, уходить из нашей страны производитель не планирует, наоборот, собирается в России закрепиться: идут разговоры о локализации производства, правда никакой конкретики на данный момент нет, есть лишь декларация о намерениях.
Впрочем, эту декларацию легко перевести в плоскость бизнес- и производственных реалий: потенциально крайне выгодный рынок, такой как российский, к тому же оставшихся без европейских марок, терять ни в коем случае нельзя.
«От «Шакмана» ждут решительных шагов, и единственное, что более-менее понятно: они хотят заняться локальным производством своих моделей», - говорит Алексей Кованов.
Но все это – в крайне размытом формате. Мы не знаем, ни где будет организована сборка, указывает эксперт, ни на каких мощностях, ни в каких объемах. С другой стороны, организовать производство грузовиков намного легче, чем производство легковушек: «Достаточно, грубо говоря, найти большой ангар, и там из машинокомплектов к раме прикручивать двигатель, мосты и ставить кабину», - отмечает собеседник Mashnews. А уж площадку и партнера Shacman найдет – недостатка в желающих точно не будет.