27 марта 2024 13:31
читать 8 минут

Сертификация ради сертификации. Минпромторг объявил о выдаче грантов разработчикам беспилотников

Министерство промышленности объявило конкурс на субсидирование процесса сертификации беспилотников. Заявки можно подать до 12 апреля. Эксперты говорят, что если компании заранее не готовились к конкурсу, то успеть с заявкой им будет очень трудно. Кроме того, двухлетний срок, за который надо завершить работу, взят по примеру БАС-200, который сертифицировался, используя все возможности госкорпорации Ростех, простым компаниям сделать это будет нелегко. 

А БАС и ныне там

Вчера, 26 марта, Минпромторг объявил, что готов выдать гранты тем компаниям, которые бы хотели сертифицировать разработанные или произведенные ими беспилотные авиасистемы (БАС), но не имеют возможности профинансировать это из своего кармана. Заявки можно подать до 12 апреля.

Сертификации, согласно законам РФ, подлежат БАС массой более 30 килограммов. В категории беспилотников от 30 до 500 кг Минпромторг готов выделить финансирование до 150 млн рублей, до 250 млн рублей могут получить разработчики и изготовители тяжелых БАС - от 500 килограммов и выше. 

Реализовать свой проект получатель гранта должен в течение двух лет, отмечают в Минпромторге. 

Это одна из первых проблем конкурса. Сейчас в реестре БАС, получивших сертификат типа, значится только один беспилотник - БАС-200. Его сертифицировал национальный центр вертолетостроения «Миль и Камов» - государственное предприятие, которое входит в «Вертолеты России», дочернюю компанию «Ростеха». При всех возможностях и ресурсах госкорпорации на сертификацию ушло полтора года. 

СПРАВКА MASHNEWS

  • БАС-200 – беспилотник вертолетного типа с системой вертикального взлета и посадки. Он предназначен для грузоперевозок (до 50 килограммов). Может летать на 400 километров (с учетом того, что по пути следования есть станции управления). Максимальная удаленность от станции - 80 километров. Скорость – до 160 км/ч (расчетная), максимально допустимая скорость - 130 км/ч.

Как ранее писал Mashnews, фактическая стоимость сертификации БАС-200 составила 142 млн рублей. Реально же все работы: строительство испытательных стендов, аренда площадей, перевозки, неудачных испытания, создания новых опытных образцов, стоили около миллиарда рублей. Об этом президенту Путину докладывал зампред правительства РФ Андрей Белоусов. 

«Сертификация тяжелого российского беспилотника БАС-200 длилась более полутора лет. Стоимость процедуры составила

150 миллионов рублей, а с учетом создания опытных образцов и стендовой базы, по данным производителя, порядка одного миллиарда рублей. Совершенно очевидно, что для абсолютного большинства производителей это абсолютно неподъемная сумма», - резюмировал чиновник на совещании с главой государства. 

С другой стороны, как отметил на презентации БАС-200 представитель НЦВ «Миль и Камов» Александр Тарасов, «если у вас нет денег, не лезьте в авиацию». 

 

Ограничения в сроках и деньгах

Эксперты уже заметили, что Минпромторг будто не хочет, чтобы «кто попало» стал обладателем субсидии. Например, AviaComments в своем канале пишут, что те, кто не знал заранее о конкурсе, могут не успеть, поскольку срок подачи ограничен 12-м апреля (День космонавтики). Сегодня, 27 марта Минпромторг сообщил, что начнет принимать заявки только 1 апреля  Рассматривать их ведомство начнет 16 апреля и намерено закончить 6 мая. Победителей объявят в течение недели.

Судя по суммам, которыми располагает Минпромторг, многим помочь и не получится. в 2024-м запланировано выделить 475 млн рублей, в 2025-м - 884,6 млн, в 2026-м - 675 млн.

Получить эти деньги смогут юридические лица без просроченных задолженностей перед бюджетом, в уставном капитале не может быть более 25% иностранного участия, организация не должна иметь статус иностранного агента, быть признанной экстремистской и причастной к распространению оружия массового уничтожения. Это достаточно стандартные требования к участию в конкурсах на получение бюджетного финансирования.

Не совсем новинка, но и практики нет

Поддержка от Минпромторга, отмечают эксперты, вещь, в целом, не новая, и раньше была возможность получить компенсацию за сертификацию, но сначала разработчику нужно было потратить на это свои средства.

«Уже более 10 лет существует возможность компенсации затрат на сертификацию авиационной техники в Минпромторге, но только этими возможностями никто из частных компаний (по моей информации) ни разу не воспользовался. Дело в том, что сначала компания-разработчик должна за свой счет сертифицировать воздушное судно, и только потом оно может быть получит эту компенсацию», - рассказывает Андрей Патраков, авиаконсультант, разработчик системы RunAvia, эксперт в области беспилотной авиации.

За последние 15 лет в РФ не было ни одного сертифицированного воздушного судна частной компанией, говорит Патраков. «Причина в высокой стоимости и сроках сертификации типа, которая делает экономически нецелесообразным частные проекты новых воздушных судов в РФ. Это одна из причин гибели малой авиации в нашей стране. Эта же причина сейчас сдерживает начало развития беспилотного сегмента малой гражданской авиации в России», - объясняет эксперт. 

«Сложно судить о новой процедуре подачи заявки в Минпромторг, потому как практики по ней ещё нет. Срок 12 апреля, что значительно меньше месяца от даты публичного оглашения, действительно выглядит очень коротким. Те, кто не знал заранее о такой возможности не факт, что успеют подготовить документы и пройти все бюрократические процедуры для подачи заявки», - считает Патраков.

Председатель правления Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев считает, что идет сертификация ради сертификации, а не на создание условий, чтобы сертифицированные БАС были востребованы на рынке.

«С одной стороны условия конкурса, очевидно, не выглядят реалистичными. С другой стороны, на рынке не наблюдается реального спроса на такую форму господдержки в силу отсутствия разработок коммерчески востребованных моделей БВС весом более 30 кг. Для их разработки и сертификации в стране должна быть создана собственная компонентная база, в первую очередь - авиационные поршневые двигатели. Также требуется снятие админбарьеров в сфере коммерческого применения тяжелых БВС для формирования рыночного спроса на сертифицированную продукцию. Ни того, ни другого не происходит», - говорит Детенышев.

«Вместо этого государство сконцентрировало свое внимание на сертификации, подготовке кадров и инфраструктуре, а спрос решило формировать исключительно в рамках госзаказа. В этих условиях правила Минпромторга в части субсидирования вполне вписываются в общую стратегию», -  считает эксперт.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент