С ручным управлением: в российском автопроме появился новый сегмент
Отечественные автопроизводители спустя тридцать лет возвращаются к выпуску машин с ручным управлением. «АвтоВАЗ» приступил к серийному производству специальной версии Lada Vesta, и волжский автозавод – не единственный производитель таких машин.

Не только ВАЗ
Автомобили, известные в СССР под обидным прозвищем «инвалидки», возвращаются –теперь уже в современном, «человеческом» форм-факторе. На «АвтоВАЗе», сообщил концерн 15 апреля, началось производство Lada Vesta с ручным управлением – за него отвечает подрулевой рычаг, дублирующий и педаль газа, и педаль тормоза. Принцип его работы прост: чтобы прибавить скорость, надо потянуть рычаг на себя, чтобы снизить скорость, - от себя.
Такие «Весты» доступны как с кузовом седан, так и с кузовом универсал, в первом случае – в комплектации Comfort, во втором – в комплектации Life, куда более богатой: в нее помимо кондиционера входит трехуровневый подогрев сидений, мультимедийная система Enjoy и мультифункциональный руль. Двигатель и коробка передач безальтернативны: 1.6 литра плюс вариатор. О ценах не сообщается.
На этом фоне почти незамеченной осталась новость двухмесячной давности от «Автотора» - в феврале калининградский завод выпустил первую партию спецверсии кроссовера SWM G01, оснащенную ручным управлением. Всего было собрано 200 экземпляров, и на этом «Автотор» останавливаться не собирается. А в декабре о запуске в серийное производство таких автомобилей объявили на столичном «Москвиче»: особую модификацию получит кроссовер с индексом «3».
Первопроходцем, напомним, все же стал именно «АвтоВАЗ»: еще в 2017 году появилась спецверсия «Гранты» с ручным управлением. На тот момент это был единственный в России автомобиль, выпускаемый для инвалидов в заводских условиях. Сколько она стоит? Узнать хотя бы примерную цену оказалось крайне затруднительно: дилеры предлагают отправить заявку, стоимость автомобиля в открытом доступе не указывается.
Статистика, которой нет
Итак, «Веста», «Москвич» и SWM. Старт сборки – практически одновременно. Конечно, это не совпадение. «Потребность есть, и по вполне очевидным причинам эта потребность сейчас резко выросла. В ближайшее время таких автомобилей нам нужно будет больше», - говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Причина, очевидно, в СВО. «Такой массовой истории у нас не было давно, пожалуй, с советских времен, когда эти автомобили выделяли инвалидам Великой Отечественной. А потом, после афганской войны, все сошло на нет», - напоминает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин.
Статистика по продажам или, вернее сказать, реализации машин с ручным управлением фактически отсутствует. «Нет информации», - так прокомментировали наш запрос в пресс-службе Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). «На руках нет таких данных, поскольку машины зачастую адаптируются под ручное управление после производства. То есть, у них нет отдельной категории, и выделить их долю в структуре продаж затруднительно», - пояснили корреспонденту Mashnews в пресс-службе Auto.ru.
И это тоже легко объясняется. «Давайте не называть это рынком. Просто потому, что эти машины в свободной продаже появляются крайне редко, в данном сегменте нет каких-то больших цифр. Объем не идет ни в какое сравнение даже с полукрафтовыми автомобилями, которые «АвтоВАЗ» выпускает на опытно-промышленном производстве. Статистики нет – потому что эти машины не участвуют в общей системе продаж», - поясняет Максим Ракитин.
«Сколько будет запрошено таких автомобилей и оплачено, столько их и будет произведено», - говорит его коллега из «За рулем», имея в виду, что природа у этого сегмента сугубо социальная. Что касается цены, то она должна быть ниже, чем у обыкновенных моделей-аналогов, отмечает Максим Кадаков, – такие «спецмашины» не облагаются НДС. Правда и приобрести их не так-то просто, для этого необходимо удостоверение инвалида. Обычный человек купить автомобиль с ручным управлением не может.
От «Запорожца» до кроссовера
Ждать ли развития «ручного» сегмента? По всей видимости да, но он останется нишевым, не составляя даже одного процента от общего числа продаж. А вот список игроков может измениться: «АвтоВАЗ», как лидер отечественного автопрома, и «Москвич», как производитель, живущий во многом за счет госзаказов, останутся на своих местах, но не исключено появление в этом списке китайских марок. История с SWM тому подтверждение.
Максим Ракитин с тезисом о том, что китайский автопром займет свою долю и в этом сегменте, не согласен: «Для серийного выпуска машин с ручным управлением нужна изначально дешевая основа. А никто кроме «АвтоВАЗа» ничего подобного не производит. Государство, может, и радо было бы обеспечить нуждающихся «специальными» Haval, но это невозможно сугубо экономически. Достаточно вспомнить пример Советского Союза – машины для инвалидов делали в основном на базе простеньких «Запорожцев», найти такую «Волгу» было, может, и возможно, но очень непросто».
Впрочем, если на рынке появится китайский кроссовер с ручным управлением, на него однозначно будет спрос. Его не выделят через соцслужбы – но его будут покупать.