РЖД меняет пассажирские вагоны. Чем новые лучше прежних
В ближайшие три-четыре года парк пассажирских вагонов на железной дороге должен быть полностью обновлен, такое указание дал президент России Владимир Путин, выступая на IV Железнодорожном съезде. Что такое современные вагоны и чем они будут отличаться от прежних, выяснял Mashnews.
Инновации без сюрпризов
Одна из ключевых особенностей новых пассажирских вагонов – современные санузлы. В 2024 году АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК, дочернее предприятие РЖД) должно полностью отказаться от гравитационных туалетов. В 2023 году их доля в подвижном составе оценивалась в 10%.
Российские производители подвижного состава рассматривают и достаточно радикальные изменения внутренней начинки пассажирских вагонов. Так, Национальный центр промышленного дизайна и инноваций разработал для «Трансмашхолдинга» (ТМХ) концепции вагонов-капсул и плацкартных вагонов со шкафами для хранения вещей вместо третьих полок. Главные перемены – увеличение ширины и длины полок, полноценные лестницы для второго этажа.
В концепции капсульного вагона дизайнеры пошли еще дальше и предложили отказаться в вагонах от традиционной компоновки и располагать места «елочкой», чтобы каждый пассажир оказался в небольшой капсуле с окном и полочкой. Однако пока «Трансмашхолдинг» не анонсировал выпуска вагонов с такой компоновкой. Mashnews направил запрос в «ТМХ», но пока ответа не получили.
Видимо, ставка будет сделана на более традиционные форматы – в рамках форума «Pro//Движение. Экспо», который проходил в августе 2023 года в Петербурге, РЖД и ФПК представляли свой взгляд на новые пассажирские вагоны. В частности, в своих выступлениях на Железнодорожном съезде генеральный директор ФПК Александр Пястолов и заместитель генерального директора РЖД Владимир Пегов обращали внимание на то, что в новых вагонах особое внимание уделяется ширине полок, доступности зарядки гаджетов, персонификации пространства за счет шторок.
Также оба топ-менеджера говорили о внедрении системы «Мама+», которая подразумевает разработку полок с увеличенной шириной сидения, поскольку по правилам железнодорожных перевозок дети до пяти лет могут спать с родителями на одной плацкарте, покупать отдельный билет им не обязательно.
Правда, пока ни перевозчики, ни производители вагонов с системой «Мама+» не показали. Единственная официально подтвержденная новинка от перевозчиков за последние несколько месяцев – обновленный вагон СВ. Вагон впервые был презентован в ноябре прошлого года и оказался довольно консервативен. Перевозчик не стал отказываться от расположения полок друг напротив друга и решил не делать в купе дверь к соседям, не появилось в новых вагонах раковин и душевых. Зато традиционные крючки были заменены полноценными шкафами для одежды, появились полки для хранения спортивного инвентаря и сейфы. В серию новый вагон обещали запустить после получения обратной связи от пассажиров.
Требуется срочная замена парка
Одна из главных проблем пассажирский перевозок - старение парка. «Чем выше возраст, тем выше износ. По данным ФПК за 2022 год, средний уровень износа по всем единицам вагонов составляет 57%. Самый высокий износ показывает 4-местный купейный и багажный вагоны. На третьем месте идет вагон-ресторан», - рассказал Mashnews представитель компании «Рельсы&Шпалы» Артем Ужанский.
Он также обратил внимание на то, что в 2023 году РЖД намеревалось получить 550 новых вагонов.
«Наращивание темпов ввода в эксплуатацию новых вагонов сохранится как тренд в ближайшие годы, так как исключение вагонов из обращения продолжится», - говорит эксперт.
ФПК занимается модернизацией морально устаревших вагонов. Но тратит на это в три раза меньше средств, чем на покупку новых вагонов, следует из отчета ФПК за 2022 год.
Если на приобретение новых плацкартных вагонов с 2022 по 2025 годы планируется направить 20,5 млрд рублей, то на ремонт — 6,9 млрд рублей. В 2023 году было отремонтировано 100 вагонов за 3,2 млрд рублей, в 2024 году компания намеревается привести в порядок 52 вагона за 1,7 млрд рублей, в 2025 — 52 за 1,8 млрд рублей.
«Новые вагоны более технологичные, их оборудование позволяет предложить широкую линейку возможностей и уровня комфорта. Особенно это актуально в пиковые сезоны по востребованным направлениям. По данным ФПК, в 2022 году закуплено 325 одноэтажных вагонов, объем вложений составил 17,8 млрд руб. Основная задача подобных закупок – компенсация выбытия вагонов, обновление вагонов в поездах, генерирующих прибыль», - сказала Mashnews старший преподаватель кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления Галина Ласточкина.
Появление новых вагонов само по себе генерирует пассажиропоток, отметил на IV Железнодорожном съезде генеральный директор — председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. «Там, где на линию выходят новые вагоны, фиксируется стремительный рост пассажиропотока», - сказал он.
Как следует из презентации, показанной на Железнодорожном съезде, Олегом Белозеровым, с 2018 по 2023 год РЖД было закуплено 5663 новых пассажирских вагона.
Увеличивается парк двухэтажных вагонов. В 2023 году РЖД эксплуатировало 30 двухэтажных поездов на 22 маршрутах, 15% от всех пассажирских перевозок компании осуществляется такими составами.
В РЖД занимаются улучшением и двухэтажных вагонов. В новых моделях, которые поставлялись в минувшем году, увеличена ширина спального места, изменены материалы отделки, плюс вагон стал идти более плавно.
В составе парка ФПК есть двухэтажные вагоны с сидячими местами, они курсируют на направлении Москва-Воронеж. Особенностью этих вагонов стало остекление второго этажа радиусными окнами. В отчете ФПК сказано, что такая конструкция применяется впервые в истории отечественного вагоностроения.
Еще одна особенность современных
вагонов, которую отмечают в РЖД, — беззазорные сцепные устройства жесткого типа
и герметизированные межвагонные переходы.
Средний возраст – 17 лет
Основной эксплуатант пассажирских вагонов – «Федеральная пассажирская компания». Как следует из ее отчета за 2022 год, в парке ФПК на конец позапрошлого года находился 16091 вагон. Это самый дорогой актив компании, общая его стоимость в ФПК оценивается в 266,24 млрд рублей.
Больше всего у ФПК купейных вагонов (7268), плацкартных — 6618 и 464 вагона СВ. Средний возраст вагонов 17 лет, износ оценивается в 54%.
Головным поставщиков современных вагонов для ФПК выступает Тверской вагоностроительный завод. В 2019 году завод начал производить для перевозчика современные вагоны типа «2019». Контракт на поставку, по данным ТАСС, был подписан в 2019 году. Объем закупки составил 3730 пассажирских вагонов. Сумма контракта - 237 млрд рублей без НДС.
Согласно инвестиционной программе ФПК на 2023-2025 годы, в 2024 году компания намерена приобрести 54 плацкартных вагона на общую сумму 3,2 млрд рублей, в 2023 году программа предусматривала более масштабную закупку - 222 вагонов на общую сумму 13,1 млрд рублей, в планах на 2025 год — 68 единиц за 4,3 млрд рублей.
Также компания собирается купить14
купейных штабных вагонов за 1 млрд рублей.
Электрички вытесняют поезда
Еще одна ключевая тенденция в пассажирских перевозках – скоростные электрички вытесняют привычные поезда в межрегиональном сообщении. С 2022 года «Ласточки» связывают Казань и Нижний Новгород (в пути более шести часов), Москву и Минск, (время в пути почти 7 часов). Самый длинный маршрут «Ласточки» проходит от Североуральска до Екатеринбурга, его протяженность 479 километров, в пути поезд находится свыше 7,5 часов.
Использование «Ласточек» даже на длинных маршрутах – один из главных железнодорожных трендов последних лет. На ряде направлений «Ласточки» в принципе вытеснили традиционные пассажирские поезда, так было, например, с направлением Петербург – Псков.
Главным выгодоприобретателем такой трансформации пассажирского движения стал холдинг «Синара», который производил поезда «Ласточка», а теперь их отечественную версию – «Финист» на заводе «Уральские локомотивы».
По данным Минтранса, инвестиционная программа РЖД на 2024 год оценивается в 1,27 триллионов рублей, из них 230 млрд рублей будут направлены на закупку нового подвижного состава, в планах приобрести 500 локомотивов и свыше 280 новых вагонов для импортозамещенных «Ласточек». О том, какой получилась импортозамещенная «Ласточка», можно прочитать в материале Mashnews.
Ставка «Ласточки» также обусловлена потребностями пассажиров. По данным РЖД, из 1,196 млрд проданных билетов на железнодорожный транспорт 1,073 млрд пришлись на пригородное сообщение. Таким образом, облик российских железных дорог определяют не плацкарты, а электрички, в которых, правда, иногда нужно провести несколько часов, чтобы добраться до пункта назначения. Сейчас на железных дорогах страны задействованы около 1300 вагонов «Ласточек».