«Ласточка» без «Сименса»: какой получилась электричка ЭС104
РЖД до конца декабря должна получить от «Уральских локомотивов» 12 электропоездов ЭС104. Их называют импортозамещенными «Ласточками». Сами «Ласточки» больше не выпускают, поскольку «Уральские локомотивы» производили их в содружестве с концерном «Сименс», а он ушел из РФ. Чем российский поезд отличается от немецкого, выяснял MASHNEWS.
На собственной тяге
Завод «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара») должен поставить РЖД до конца этого года 12 электропоездов ЭС104.
Завод производил «Ласточки» с 2013 года, но после ухода «Сименса» из России, это стало невозможным. «Синара» предложила РЖД альтернативу — электрички ЭС104.
Главная особенность поезда ЭС104 — собственная тяговая установка. Управление тяговым электродвигателем — бездатчиковое, раньше на подвижном составе использовались иностранные разработки, в новом поезде впервые применена отечественная система и российские транзисторы.
Специально под модель ЭС104 на «Уральских локомотивах» разработали скоростной тяговый редуктор, плюс в электропоезде используются российские асинхронные двигатели и есть автопилот. Разгоняться поезд способен, как и немецкий предшественник до 160 км/ч, в пятивагонной электричке 401 посадочное место (у «Ласточек», в зависимости от модификации, было от 340 до 441 мест). У каждого вагона новой электрички собственная система кондиционирования. В вагонах появятся USB-разъемы.
В серии ЭС104 планируется выпустить 60 электропоездов.
СПРАВКАMASHNEWS:
- В 2009 году РЖД заказало Siemens разработку пригородного двухсистемного электропоезда для использования во время Зимних Олимпийских игр 2014 года.
- В 2013 году производство составов было организовано на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области.
- С 2018 года электрички стали ходить и на неэлектрифицированных участках, что позволило запустить «Ласточку» из Петербурга до Пскова и из Москвы в Иваново.«Ласточки» курсируют между Москвой и Минском.
- Последнюю «Ласточку» модели ЭС1П «Уральские локомотивы» выпустили весной 2022 года.
- В общей сложности на железных дорогах страны сейчас задействовано более 250 «Ласточек».
Сейчас на предприятиях «Синары» ведется разработка еще четырех моделей обновленных «Ласточек»: двухсистемного поезда (для сети как постоянного, так и переменного тока), городской электрички (модель получит номер ЭС106), двухэтажного поезда (ЭС106Д) и гибрида с автономной тяговой батареей (ЭС105А) с запасом хода 125 км (у «Ласточек» такая модель тоже была).
К слову, в официальных релизах компаний слово «Ласточка» почти не употребляется, новые поезда называют просто ЭС104. Блогеры иногда зовут поезда «гадкими утятами», намекая на дизайн локомотива, который относительно классической «Ласточки» стал более вытянутым.
РЖД выбирает название для поезда – 4 декабря объявили голосование в своем телеграм-канале. Проголосовать предлагают за «Аметист», «Байкал», «Ирбис», «Ласку», «Уралочку» и «Финист». Но можно и свой вариант предложить.
На 400 кг легче
Новый поезд не уступает по комфорту «Ласточке». И очень важно: ЭС104 действительно произведен на 99% на основе российских технологий, уверили MASHNEWS в компании «Рельсы&Шпалы».
За счет более облегченной конструкции, вес поезда стал меньше на более чем 400 кг, сказали специалисты.
Уровень локализации классических «Ласточек» к моменту ухода «Сименс» из России превышал 90%. Оставшиеся проценты в основном приходилось на электронику и системы управления двигателем. Но многие локализованные компоненты производились в России по лицензиям иностранных компаний. Поэтому им тоже пришлось искать замену и создавать отечественные аналоги.
«Сравнительно небольшая зависимость от недружественных стран по-прежнему сохраняется», - сказал MASHNEWS заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС Дмитрий Агафонов.
Согласно релизам холдинга «Синара - транспортные машины», при запуске в эксплуатацию первой партии заводской модификации поезда ЭС104 уровень локализации достиг 95%. Оставшаяся доля сборки пассажирского состава зависит от параллельного импорта, говорит Агафонов, уточняя, что точечное заимствование компонентов - вполне оправданное решение.
Срок жизни «Ласточек»
В 2025 году соотношение «Ласточек» и электропоездов ЭС104 на железных дорогах страны должно составить 4:1. Кандидат экономических наук Леонид Хазанов полагает, что если запуск новых электропоездов в серию пройдет успешно, то они могут существенно потеснить «Ласточки».
«Полностью заменить предшественницу на ЭС104 возможно в горизонте 5-10 лет. Здесь все будет зависеть от трех факторов: во-первых, времени эксплуатации «Ласточек» без ремонтов, требующих установки импортных деталей, во-вторых, заказов РЖД и, в-третьих, возможностей «Уральских локомотивов». Старые «Ласточки» продолжат эксплуатироваться, пока не придет время списания их в утиль», - говорит Хазанов.
О замещении «Ласточек» говорить пока рано, поскольку ЭС104 создан в дополнение к ним, а не для замены. Более того, «о проблемах в обслуживания «Ласточки» мы пока не слышали», - сказали эксперты из компании «Рельсы&Шпалы».
С 1 июня 2022 года, как писал MASHNEWS, все услуги по сервису электропоездов «Сапсан» и «Ласточка» РЖД передали в ООО «ВСМ-Сервис». Эта компания выполняет техническое обслуживание составов на тех же площадках, где раньше работала «Сименс мобильность». В «ВСМ-Сервис» входят 14 подразделений (крупнейшие — в Москве, Петербурге, Адлере и Екатеринбурге) и более 1100 сотрудников. Они обслуживают 20 составов «Сапсана» и 274 электрички «Ласточка».
По словам Дмитрия Агафонова, о замене «Ласточек» можно будет говорить после 2025 года, когда появится модификация ЭС104, способная передвигаться по неэлектрофицированным участкам.
«Правительственных задач по полной замене поездов этой категории на сегодняшний момент нет. По оценкам отраслевых экспертов, эксплуатационный ресурс электропоездов «Сименс» даже 2014 года выпуска рассчитан до середины 2030-х годов. Очевидно, что «Ласточки» будут продолжать использоваться на железнодорожной инфраструктуре», - отмечает Дмитрий Агафонов.