Разыскиваются запчасти для "Сапсана". Как теперь ремонтируют высокоскоростные поезда
Сможет ли РЖД сохранить прежний график движения «Сапсанов» после ухода Siemens из России. В январе этого года высокоскоростные поезда между Петербургом и Москвой дважды отставали от расписания из-за неисправностей. Сейчас их ремонтом занимается отечественная компания «ВСМ-Сервис» — единственная в России, получившая право на обслуживание «Сапсанов». MASHNEWS разбирался в особенностях российской эксплуатации немецких поездов и их перспективах.
Вместо «Сименса»
Обслуживанием «Сапсанов» в России раньше занималась компания «Сименс мобильность». Когда в мае прошлого года концерн Siemens ушёл из России, перед РЖД встал вопрос: кто будет заниматься ремонтом поездов, укомплектованных импортным оборудованием. Нашли решение: с 1 июня 2022 года все услуги по сервису электропоездов «Сапсан» и «Ласточка» передали в ООО «ВСМ-Сервис».
По договору с АО «РЖД» эта компания выполняет техническое обслуживание составов на тех же площадках, где раньше работала «Сименс мобильность».
Сейчас в «ВСМ-Сервис» входят 14 подразделений (крупнейшие — в Москве, Петербурге, Адлере и Екатеринбурге) и более 1100 сотрудников. Они обслуживают 20 составов «Сапсана» и 274 электрички «Ласточка».
«Сапсаны» должны проходить техобслуживание каждые восемь суток (примерно через 11 000 км), а ремонты — примерно раз в 2,5 года. Все ремонты выполняют в специализированном депо в Петербурге.
Закупки на миллиарды
Компания «ВСМ-Сервис» отозвала комментарий своего генерального директора Сергея Пономаренко о том, как удаётся решать проблемы с комплектующими для «Сапсанов». Однако известно, что часть запчастей закупается через систему параллельного импорта, часть заказывается у российских предприятий.
С июля прошлого года «ВСМ-Сервис» разместило на электронных площадках более 900 закупок на сумму не менее 2 млрд рублей, 48 млн евро и 1,3 млн долларов (в большей части закупок стоимость не указана). Среди позиций, которые требуются компании: подшипники, тормозные диски, электронные системы, токоприёмники, компрессоры, комплектующие для ремонта тяговых двигателей и тысячи других. Многие лоты обозначены просто как «поставка импортных запасных частей».
Локализация комплектующих — задача, поставленная РЖД перед «ВСМ-Сервисом». На сайте компании перечислены самые востребованные для локализации комплектующие. Среди них: кабельные соединения, подшипники, тормозные диски, кресло машиниста, пневмо- и гидрооборудование, резинотехнические изделия, электротехнические компоненты и расходные материалы (в том числе, клей).
На данный момент удалось локализовать не менее 200 компонентов.
Неисправные поезда никто не выпустит на маршрут
Хватит ли усилий «ВСМ-Сервиса», чтобы РЖД могло поддерживать работоспособность «Сапсанов» и «Ласточек» на прежнем уровне? Никаких проблем не видит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
«Ремонт поездов »Сапсан«, по сути, осуществляется той же командой, что обслуживала их ранее. Фактически изменилось только юридическое лицо. Сложностей с поставкой компонентов нет. Временные сбои возможны, но они не влияют на план выхода поездов на линию. Что касается поломок составов, стоит опираться на фактические данные, которые ежедневно фиксирует перевозчик. Информация о поломках из СМИ не всегда носит объективный характер, или масштаб проблемы умышленно раздут. Системных проблем, влияющих на выпуск поездов »Сапсан«, на данный момент нет», -— сказал MASHNEWS Илья Зотов.
Руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта Юрий Чижков не так оптимистичен.
«Ремонт и обслуживание подвижного состава мы можем делать сами, поэтому всё упирается в поставку запасных частей и комплектующих. С »Ласточками« ситуация лучше — тут зависимость от Siemens значительно ниже. Ситуация с »Сапсанами« тяжёлая, поскольку полностью прекращена поставка запчастей. Поэтому, возможно, придётся разукомплектовывать отдельные составы для поддержания работоспособности остальных поездов. Понятно, что это некардинальное решение проблемы. В Китае собирают свою версию поездов Siemens. Но рассчитывать на поддержку со стороны Китая вряд ли возможно. Сильно сомневаюсь, что ради нас Китай пойдёт на обострение отношений со своим поставщиком из Германии. Китай, вообще, как мне кажется, ничего не делает только для блага других», — сказал MASHNEWS Юрий Чижов.
Критических отказов «Сапсанов» в ближайшее время быть не должно, считает генеральный директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
«Всё, что находилось на балансе »Сименса« в России, передано РЖД. И на ближайшие год-полтора я не вижу серьёзных проблем, которые могли бы привести к каннибализму поездов. Качество и надёжность »Сапсанов« обусловлены жёсткими стандартами обслуживания, которые всегда выдерживались. Ещё с 2009 года РЖД вело работу по импортозамещению быстро изнашивающихся элементов. Например, на »Сапсане« стоят колёса, которые производятся в России, стёкла отечественного производства», — пояснил MASHNEWS Павел Иванкин.
Проблемы есть с тормозными дисками и тормозными буксами.
«С буксами вопрос решали весь прошлый год, и, думаю, что в 2023 эту потребность закроют. По дискам пока есть проблемы, но не критичные. Много вопросов по импортозамещению электроники, систем управления. Но это общая для страны проблема. В панику я бы не стал впадать, мы эти задачи решаем. Кроме того, параллельный импорт никто не отменял. По критическим деталям и узлам, возможно, будут приняты решения о поставках по »серым« схемам. Все системы »Сапсана« имеют хороший запас прочности. Эксперты полагают, что к моменту массового выхода из строя оборудования у нас уже будут отечественные аналоги на замену. Но сложное оборудование невозможно создать за месяц-два. Года три уйдёт, чтобы самим разработать, испытать и сертифицировать новые технологические решения. Поэтому Китай и прочие каналы нужны для подстраховки», — объясняет эксперт.
«Если рассмотреть стресс-сценарий — допустим, недостаток комплектующих, то вряд ли это приведёт к тому, что »Сапсаны« станут ходить медленнее или опаздывать. Неисправные поезда никто не выпустит на маршрут. Если такое случится, придётся сокращать количество рейсов в сутки», — говорит Павел Иванкин.
СПРАВКА MASHNEWS:
Высокоскоростные поезда Siemens Velaro выпускаются с 2001 года. Эксплуатируются в Европе (Германия, Испания, Нидерланды и др.), а также в России, Турции и Китае. Версия Velaro CRH 3C собирается в Китае по лицензии Siemens и при его участии.
Мария Гордякова для MASHNEWS