16 февраля 2024 09:01
читать 7 минут

РСПП заявил, что выступает против введения углеродного налога в РФ

«Налог - самая неэффективная форма углеродного регулирования», - заявили Mashnews в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющем крупнейшие отечественные компании. Углеродный налог в России предлагает ввести Министерство экономического развития РФ - в качестве ответа на трансграничное углеродное регулирование.



  • Правительство РФ и бизнес активно обсуждают углеродное регулирование, 12 февраля состоялся Климатический форум с участием главы Минэкономразвития Максима Решетникова и других чиновников. Министерство полагает, что России нужен собственный углеродный налог –в результате деньги, которые могли бы осесть в бюджетах стран, закупающих российские товары, останутся в бюджете РФ.
  • Трансграничное углеродное регулирование (ТУР) - один из аспектов «Зеленой сделки», одобренной в ЕС в 2019 году. ТУР предполагает введение отдельного налога на импорт товаров с высоким углеродным следом. С 2026 года ТУР в Европе заработает в полную силу - при закупке электроэнергии, стали, алюминия, цемента, удобрений и водорода (с 2029 года список хотят дополнен химикатами, полимерами и нефтепродуктами) импортерам придется приобретать специальные сертификаты на каждую тонну углерода, попавшую в атмосферу при производстве. Если российские предприятия будут платить за выбросы углерода в России, это, согласно документам ЕС, должно учитываться.

«Углеродный налог является самой неэффективной формой углеродного регулирования, - отметили в РСПП, к которому Mashnews обратился за комментарием. - Он приводит к изъятию инвестиционных ресурсов, необходимых для низкоуглеродного развития экономики, и является мощным проинфляционным фактором. Возможно, Минэкономразвития России, вписывая введение цены на углерод в раздел фискальных мер, тем не менее, на самом деле имело в виду более широкие механизмы ценовых стимулов».

Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов.

«Россия на данный момент идет по пути добровольного рынка, - напоминают в РСПП. - Полагаем, что на горизонте до 2030 года этого достаточно. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации».

Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования (ТУР).

«Даже в случае введения в России цены на углерод высока вероятность, что российская продукция не будет освобождена от платежей по ТУР по политическим причинам, - предупреждает РСПП. - Не менее, если не более вероятно, что российские экспортеры просто заплатят за выбросы парниковых газов дважды – в России и в Европе. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР».

Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок.

«Если рассуждать о рисках расползания ТУР по миру, то надо иметь в виду, что другие страны на данный момент не анонсировали планов по введению подобных мер, поэтому все разговоры об этом в российском экспертном сообществе носят пока исключительно умозрительный характер, - заявили в РСПП. - Реагировать на такие умозрительные риски такими чувствительными мерами, как введение цены на углерод, считаем преждевременным».

В любом случае, введение цены на углерод должно предваряться детальным анализом. В рамках этого анализа в том числе необходимо ответить на вопрос об отраслевом охвате механизма. Один из возможных подходов – рассматривать введение цены на углерод в экспортных отраслях, подпадающих под европейский ТУР.

Другой вариант – начать с наиболее крупного эмитента – энергетики, настроив механизм регулирования таким образом, чтобы он оптимизировал отбор мероприятий по снижению углеродного следа с учетом всех ключевых параметров: надежность и стоимость энергоснабжения потребителей и сокращение выбросов парниковых газов. Механизм должен включать возможность компенсации эмиссий за счет покупки углеродных единиц от добровольных климатических проектов из других секторов, в том числе от природных экосистем. Это позволит снизить выбросы за счет самых дешевых и эффективных мероприятий.

РСПП считает, что поддержка снижения выбросов парниковых газов и увеличения поглощений является более эффективным и приоритетным средством, чем введение каких-либо ограничительных механизмов.

«Президент России В.В. Путин еще в 2021 году по итогам Съезда РСПП дал поручение разработать систему мер поддержки климатических проектов, - напомнили в Союзе. - На данный момент поручение так и не выполнено. Между тем, например, в США за это время приняли широкий пакет мер поддержки низкоуглеродных технологий и производств».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: