Углеродный налог повысит расходы промышленников. И толкнет вверх цены на сталь и электричество
Минэкономразвития полагает, что России нужен собственный углеродный налог. В результате деньги, которые могли бы осесть в бюджетах стран, закупающих российские товары, останутся в бюджете РФ. Но, как обычно, есть и ряд подводных камней.
Правительство РФ взяло углеродный след
Российские власти вплотную занялись климатической повесткой, в феврале 2024 года профильные министерства РФ намерены внести в правительство основной документ Стратегии низкоуглеродного развития - так называемый Операционный план.
Основная задача плана - определить механизм и инструменты достижения текущих показателей Стратегии. Об этом сообщило 12 февраля Минэкономразвития (МЭР) по итогам Климатического форума Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
«Во исполнение Стратегии уже к 2030 году мы планируем сократить нетто – выбросы около 6% относительно 2019 года в целом по экономике», - сказал замглавы МЭР Илья Торосов.
Ключевой принцип, пояснил Торосов, – сокращение выбросов не должно «тормозить» развитие экономики. Основные инструменты – снижение углеродоемкости экономики и увеличение поглотительной способности российских экосистем. «Это задачи, которые реализуются по поручению президента», - уточнил чиновник.
Министр экономического развития Максим Решетников в ходе форума отметил, что в фокусе министерства - вопросы формирования цен на выбросы углерода.
Первый замминистра энергетики Павел Сорокин заявил, что по объемам удельных выбросов углерода Россия на данный момент входит в пятерку лучших среди стран G20. Дополнительно повысить показатели, по словам Сорокина, позволят сокращение выбросов метана и повышение энергоэффективности.
Одно из предлагаемых решений – введение в России собственного углеродного налога. С этим есть сложности.
Во-первых, предстоит согласовать стоимость выбросов СО2 с иностранными партнерами, на нынешнюю российскую цену никто попросту не согласится.
Во-вторых, сам по себе углеродный сбор приведет к росту расходов производителей, а следовательно и увеличению цен на ряд товаров.
Правда, тем компаниям, которые займутся возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), государство обещает внушительную компенсацию.
Налоговый ТУР
Главная задача для России сегодня - не отстать от других игроков климатического рынка. И дело даже не собственно в сокращении выбросов, а в экономическом эффекте, связанном с углеродным регулированием.
В Европе в последние годы крайне актуальна «зеленая» повестка, в первую очередь - вопрос снижения выбросов парниковых газов в атмосферу. В рамках так называемой «Зеленой сделки», одобренной в 2019 году, европейцы планируют реализовать целый ряд проектов, направленных на достижение углеродной нейтральности (все объемы выбросов должны быть компенсированы).
Трансграничное углеродное регулирование (ТУР или, в английской версии, СВАМ - Carbon Border Adjustment Mechanism) - один из аспектов «Зеленой сделки». ТУР предполагает введение отдельного налога на импорт товаров с высоким углеродным следом (то есть при производстве которых в атмосферу выбрасывались существенные объемы СО2).
В Евросоюзе с 1 октября 2023 года действует механизм корректировки углеродных выбросов, который пока не предполагает дополнительных сборов, речь идет лишь о предоставлении отчетов по углеродному следу. Но с 2026 года ТУР в Европе заработает в полную силу, и при закупке электроэнергии, стали, алюминия, цемента, удобрений и водорода (с 2029 года список может быть дополнен химикатами, полимерами и нефтепродуктами) импортерам придется приобретать специальные сертификаты на каждую тонну углерода, попавшую в атмосферу при производстве той или иной продукции из списка ТУР.
Фактически, речь идет о покупке дополнительных квот на выбросы.
Углеродный налог made in Russia
Европейский углеродный налог окажет влияние и на Россию, хотя торговые отношения РФ и Евросоюза сейчас сведены к минимуму, заявлял РБК замминистра экономического развития РФ Илья Торосов.
Он отметил, что вслед за Европой и другие страны (включая таких крупных торговых партнеров РФ, как Китай, Индия, Турция и Казахстан), активно занимаются темой углеродного регулирования.
«Мы понимаем логику наших торговых партнеров. Зачем при экспорте их товаров платить налог на углерод в европейский бюджет, если можно платить его в национальные бюджеты», - сказал Торосов.
Российские власти, по его словам, предлагая ввести собственный углеродный налог, исходят из тех же соображений. Причем средства, полученные в России в качестве от этого налога, могут быть направлены на ту же декарбонизацию, указал чиновник.
«Логика такая: углеродный сбор, который оплачивает импортер, повышает его издержки, соответственно, импортер захочет приобрести товар дешевле и будет требовать скидку на товары с высоким углеродным следом, - поясняет глава компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. - Экспортер (в данном случае российские компании и государство), соответственно, теряет часть дохода. Снижается выручка, прибыль и доходы бюджета».
В июле прошлого года Центр макроэкономических исследований НИФИ подсчитал, что введение только европейского углеродного сбора окажет негативное влияние на российский ВВП, который снизится на 0,17%. В случае расширения списка это снижение составит уже 0,46%.
Минэкономразвития РФ ранее оценивало потери от европейского ТУР для российских экспортеров попавшей под регулирование продукции в $7,6 млрд в год. Эксперты международной аудиторской компании KPMG говорили уже о $8-9 млрд.
Но если российские предприятия будут платить за выбросы углерода в России, это, согласно документам ЕС, будет учитываться. И в этом случае европейскому импортеру не придется платить углеродный налог, и скидку он требовать не будет.
Бонус здесь, как и сказал Торосов, в том, что дополнительные средства получит бюджет РФ, а не ЕС.
Но для бизнеса фактически ничего не поменяется: он теряет при любом сценарии, отмечает Юлкин. Либо придется давать скидку, либо платить за выбросы. Впрочем, расходы на оплату выбросов российские компании могут как минимум частично компенсировать за счет увеличения экспортных цен.
Слишком дешевые выбросы
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин подчеркивает, что очень важно сформировать общие критерии оценки выбросов, их стоимости.
«Это должно быть сделано как минимум на уровне Совета безопасности ООН и, безусловно, при участии России, - говорит эксперт. - В противном случае Евросоюз объявит собственные правила единственным ориентиром, а это значит, что РФ будет только терять деньги».
Но для того, чтобы начать обсуждение общих критериев, у России должна быть своя четкая система оценки углеродных выбросов.У выбросов парниковых газов есть объективная стоимость, которая рассчитывается на основе предельного ущерба, который наносит каждая новая тонна СО2 в атмосфере. Но оценки здесь очень разные, от $25 до $10000.
Сейчас в Европе выброс 1 тонны СО2 оценивается примерно в 100 евро. В России, в рамках Сахалинского эксперимента, цена выброса тонны СО2 сверх установленной квоты всего 1 тыс. рублей.
«Очевидно, что учитывать плату из расчета 1 тыс. рублей за тонну никто не согласится, поэтому важно искать какое-то компромиссное решение, - указывает Михаил Юлкин. - Но со стороны РФ пока не видно желающих такие переговоры вести».
Кроме того, по словам эксперта, очень важно, чтобы плата за выбросы не стала некой схемой, в результате которой компания, заплатившая в бюджет, какую-то часть этих денег получит от государства назад через те или иные механизмы.
«Такая оплата не будет засчитана и будет сочтена мошенничеством», - предупреждает Юлкин.
«Озеленение» промышленности
Вопрос углеродной платы только выносится на обсуждение с бизнесом и профильными ведомствами, и о конкретике говорить пока рано, отмечал замминистра экономического развития Илья Торосов. Но, по мнению Михаила Юлкина, бизнесу имеет смысл самостоятельно заняться снижением выбросов - это позволит конкурировать на базе углеродного следа и потеснить на зарубежных рынках местных поставщиков. Для этого придется модернизировать свои мощности.
По такому пути пошел, например, ЕВРАЗ, который в 2022 году объявил о выпуске «зеленых» рельсов. Компания заменила доменно-конвертерный способ выплавки на электрометаллургическое производство, что позволило в четыре раза снизить углеродоемкость выпуска стали. В том же направлении двигается РУСАЛ, выпускающий низкоуглеродный алюминий марки ALLOW.
Об этом говорили и на Климатическом форуме РСПП. Так, Минэкономразвития делает упор на повышение энергоэффективности, обновление и модернизацию промышленных мощностей. Конкретно речь идет о развитии и модернизации АЭС (19,9% к 2030 году), ВИЭ (1,5% к 2030 году) и гидроэнергетики (17,8% к 2030 году), снижение потерь в электросетях (до 8% к 2030 году).
Доля «зеленой» энергетики к 2030 году должна вырасти с 37,8 до 39,7%, мощность ВИЭ-генерации к тому времени вырастет вдвое и составит 12 ГВт.
«Гарантированный государством возврат инвестиций по ВИЭ составит175 млрд рублей», - сказал Илья Торосов.
Цены вырастут
Но все это - планы на перспективу, а пока мировые рынки, включая российский, ждет рост цен на продукцию с высоким углеродным следом.
«Схема ТУР-СВАМ непосредственно увязана с введением платы за выбросы в промышленности. В результате этого можно ожидать две вещи: общего повышения мировых цен в углеродоемких секторах и усиления конкуренции между поставщиками по показателю углеродного следа продукции, поскольку теперь с углеродным следом связаны вполне материальные издержки», - предупреждает Михаил Юлкин.
На российском рынке цены на такую продукцию также вырастут, говорит эксперт.