Ростех ликвидирует советского разработчика систем управления предприятием
Ростех по
собственной инициативе начал ликвидацию НТК «Ленэлектронмаш» - в СССР предприятие
было главным разработчиком систем управления. Эксперты считают, что объединение
перестало отвечать требованиям современности.

Ростех 13 марта начал ликвидацию научно-технического комплекса (НТК) «Ленэлектронмаш» следует из данных системы «Федресурс». Там уточняется, что решение о ликвидации принято единственным акционером компании, то есть Ростехом. В 2024 году НТК «Ленэлектронмаш» показал негативные финансовые результаты – выручка упала на 78% до 2,9 млн руб., однако прибыль выросла на 5% до 49 млн руб.
«Ленэлектронмаш» создано в 1960-х годах как научно-техническое и производственное объединение «Ленэлектронмаш» (НТПО). В ее состав вошли ведущий в СССР изготовитель систем числового программного управления станком (СЧПУ) «Лианозовский электромеханический завод», изготовитель микросхем для электронных часов НПО «Электронприбор», ведущий в СССР разработчик систем управления предприятием (АУСП) НПО «Ленэлектронмаш», разработчик электронных кассовых аппаратов СКБ ВТ «Искра», Ленинградский институт методов и техники управления (ЛИМТУ) и др.
Объединение проводило научно-исследовательские разработки, централизованное проектирование, монтаж, выполняло регулировку и комплексную сдачу в эксплуатацию автоматизированных систем планирования и управления, занималось руководством работами по внедрению вычислительной техники на предприятиях и в организациях Ленинградского совнархоза. «Ленэлектронмаш» входил в состав Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР.
К концу 1992-му НПО «Электронмаш» практически полностью было реорганизовано. Заводы получили самостоятельность, структурные подразделения института приказом Минпрома РСФСР преобразованы в самостоятельные предприятия.
После еще нескольких реорганизаций «Ленэлектронмаш» в 2004 году был преобразован в ОАО «НТК Ленэлектронмаш». Когда Ростех стал владельцем предприятия – точно неизвестно, но это произошло раньше 2014 года, так как в 2014-м сообщалось, что Ростех запланировал продать на торгах ряд непрофильных активов, среди которых был НИИ «Ленэлектронмаш».
«Ленэлектронмаш» - довольно сложный актив Ростеха с многолетней историей и шлейфом трудноразрешаемых последствий этой истории, говорит эксперт рынка НТИ «Нейронет», куратор по цифровизации корпоративных проектов Русской школы управления Татьяна Мосендз. Она отметила, что в России есть много примеров предприятий, когда заложенные в советские времена сильные компании перестают отвечать требованиям современности. По ее словам, они не могут быстро интегрировать в свои проекты актуальные технологические тренды, например, облачные платформы, AI-инструменты.
«С моей точки зрения, такие «легаси»-активы зачастую становятся сдерживающим фактором для развития целых отраслей. Старение методов управления, недостаток квалифицированных кадров, избыточная забюрократизированность, неготовность к партнерствам и работа только в рамках госконтрактов - все это влияет на гибкость, адаптивность, готовность быть ближе к реальным потребностям бизнеса и государства, а также к актуальным технологиям и проектам», - рассуждает Татьяна Мосендз.
По ее мнению, причины ликвидации НТК «Ленэлектронмаш» также связаны с оптимизацией активов и стратегической переориентацией Ростеха. Кроме того, задачи предприятия дублируются с другими подразделениями Ростеха (например, «Росэлектроника»), что делает его избыточным. По ее данным, в 2010 году «Ленэлектронмаш» пытался перейти на разработку ERP-систем (аналоги немецкой SAP), но столкнулся с конкуренцией со стороны западных и российских разработчиков (в частности, «1С»). «Последние известные проекты включали модернизацию систем управления для РЖД и участие в программе «Цифровая экономика», но, судя по отсутствию публичной информации, масштабная реализация была ограничена», - отметила собеседник Mashnews.
«Ленэлектронмаш», по ее словам, сыграл ключевую роль в истории советской и ранней российской IT-индустрии, но не смог трансформироваться в условиях цифровой революции. Его ликвидация — закономерный этап в эволюции Ростеха, который делает ставку на более гибкие и технологически актуальные активы, заключила Мосендз.
Международные ограничения и санкции могли усложнить доступ к технологиям и рынкам, снизив привлекательность предприятия для дальнейших инвестиций, считает глава отдела исследований в области искусственного интеллекта «Университета 2035» Ярослав Селиверстов. Кроме того, активы, не соответствующие ключевым направлениям Ростеха (оборонная промышленность, авионика, цифровые технологии), подлежат продаже или ликвидации. «Ленэлектронмаш», вероятно, перестал вписываться в приоритеты корпорации, предполагает он.
По аналогии с другими ликвидируемыми активами «Ростеха» (например, томской компании «Контур»), недвижимость и оборудование, вероятнее всего, были выставлены на торги, продолжает Селиверстов.
«Накопленный научный задел и разработки в области ПО переданы структурам, связанным с цифровыми проектами «Ростеха», таким как «РТ-Проектные технологии», занимающиеся ИТ-инфраструктурой и блокчейном. Высококвалифицированные специалисты могли быть переведены на другие предприятия корпорации», - рассказал собеседник Mashnews.
Он также отметил, что в советский период «Ленэлектронмаш» был пионером в создании автоматизированных систем управления (АСУП), критически важных для планирования промышленности. Предприятие участвовало в разработке программного обеспечения для оборонного комплекса, включая системы радиоэлектронной борьбы и авионики. В последние годы «Ленэлектронмаш» продолжал работать в сфере разработки и исследования программных продуктов, однако столкнулся с трудностями в адаптации к современным требованиям рынка и технологическим изменениям, уточнил Селиверстов.
Екатерина Солнцева