Стратегию развития электротранспорта отправят на доработку
На
высшем уровне признали: концепция развития электротранспорта в России не
оправдала себя. Об этом заявила представитель Российского союза промышленников
и предпринимателей (РСПП) Татьяна Редько. Документ подлежит пересмотру.

Для доработки концепции будет создана комиссия из 40 специалистов, в том числе экспертов, представляющих «КАМАЗ», «Москвич» и «Моторинвест», а также компанию «Кама», которая в скором времени должна запустить в производство электромобиль «Атом», пишет 31 марта портал «За рулем». Результаты работ, проведенных в рамках существующей концепции, признаны крайне низкими.
«Данное решение напрашивалось само собой, - говорит заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. – 2024-й был последним годом первого этапа реализации программы, и ключевые положения, касающиеся объемов производства электрокаров на территории России, выполнены не были. Отставание колоссальное, и в ходе второй фазы, намеченной на период с 2025-го по 2030 год, наверстать упущенное не получится».
В свою очередь, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что единственным верным решением, которое может принять комиссия – это прекращение дальнейших расходов в рамках «электротемы» в виду их полной бессмысленности.
«Такой транспорт дорог, россияне не могу себе позволить «электрички», их могут позволить себе китайцы, потому что там они стоят дешевле кратно дешевле, чем в России. Пока мы не увидим электромобилей в сегменте до миллиона, говорить об их массовом распространении не имеет смысла», - уверен эксперт.
Помимо этого, отмечает собеседник Mashnews, «инвестиции в инфраструктуру не приносят отдачи». «Среднее время загрузки не превышает одного часа в сутки, для того, чтобы операционные издержки окупались, нужно 2-3 часа в зависимости от места положения и тарифа, а если говорить про возврат инвестиций, нагрузка должна быть не меньше 6-7 часов в день – про такие показатели речь не идет даже теоретически».
Главное же, по мнению Александра Фролова, в ходе обсуждения ответить на два сугубо теоретических, но очень важных вопроса: что такое электротранспорт для российского потребителя, и нужен ли он нам в принципе: «Вполне возможно, того, что мы делаем сейчас, с головой хватает для развития электрического сегмента, и большего не требуется».
Эксперты также считают, что в обновленной концепции должно быть учтено то, что по каким-то странным причинам оказалось без внимания в первой редакции документа: а именно, система размещения объектов электрогенерации и их мощностей (как пример: если электромобилизировать весь московской автопарк, то пиковый спрос должен вырасти в полтора раза).
Есть ряд вопросов и к составу комиссии: «К обсуждению электромобильности не нужно привлекать тех, кто получает в данном направлении субсудии. Например, «Моторинвест» существует только из-за правительственных дотаций на выпуск «Эволютов», до этого он был, безусловно, банкротом», - отмечает Антон Шапарин.
СПРАВКА MASHNEWS
Согласно концепции развития электротранспорта в России, к 2030 доля «зеленых» автомобилей должна составлять не меньше 10% от общего количества выпускаемых в стране транспортных средств. В цифрах на сегодняшний день это получилось бы около 150 000 единиц – именно такое количество «электричек» ежегодно должны собирать отечественные автозаводы. Но в июле 2024-го Минэкономразвития сообщило о том, что за последние два года было произведено 11 тысяч «экологически чистых» машин.
Что интересно, в конце 2022 года о пересмотре концепции не шло и речи: «документ показывает высокую экономическую устойчивость», заявил тогда замглавы Минэкономразвития Максим Колесников.