Россия замещает западные станки китайскими
За год доля Китая в импорте станков в Россию выросла вчетверо, до 43,25%. По официальной статистике, производство станков в РФ удвоилось. Но потребители не могут ждать, пока отечественное оборудование появится в нужном количестве, и закупают его в Китае.
Китай изменил долю
Производство в России металлообрабатывающих станков выросло с 4877 единиц в 2021 году до 6706 в 2022-м. Кузнечно-прессового оборудования (КПО) — с 4402 до 9800 единиц. Потребление за тот же период увеличилось с 19 489 штук (совокупно станки и КПО) до 25 573.
Получается, что в 2021 году страна обеспечивала себя этой продукцией на 47,6%, а в 2022-м — на 64,54%. Такие данные привёл председатель правления Национального союза поставщиков оборудования и инструмента для металлообработки (НСПОИМ) Павел Беликов, выступая на Национальном металлообрабатывающем форуме NMF-2023, который начался в Москве 23 мая.
Участники рынка считают эту статистику некорректной. Во-первых, эти цифры не отражают степень локализации производства, отметил Леонид Халфун, генеральный директор ОАО «МПО имени И. Румянцева».
Металлообрабатывающие станки в России собираются преимущественно из импортных компонентов. «Наша станкостроительная промышленность уже давно не наша, и её почти нет. Это смешные попытки показать, что мы это сделали сами», — говорит Халфун.
Уровень локализации в станкостроении, по данным Правительства РФ, в 2020 году составлял 47%. При этом Финансовый университет при Правительстве РФ оценивает долю отечественного производства в станкостроении в 8%.
Реакция производства на рост спроса проявляется в среднем через девять месяцев, говорит Иван Аверьянов, председатель совета директоров АО «Пермский завод металлообрабатывающих центров». Это объясняется длительным циклом проектирования и организации производства. То есть если в марте 2022-го, после сокращения импорта из Европы, США и Японии, спрос на отечественную продукцию вырос, к концу года выпуск станков вряд ли мог бы показать такую существенную динамику, поясняют участники рынка.
Во-вторых, хотя отечественное производство и выросло в результате введения санкций, но ещё больше увеличились поставки из Китая и Тайваня. Если в 2021 году Китай и Тайвань совокупно поставляли в Россию 20,68% металлообрабатывающего оборудования, то в 2022-м — 58,7%.
СПРАВКА MASHNEWS:
В 2021 году Россия импортировала металлообрабатывающего оборудования на $816,8 млн (11 433 единиц продукции), в 2022-м — на $574,1 млн (9074 штук). Падение в деньгах составило 29,7%, в штуках — 20,63%.
В 2021 году на первом месте по поставке оборудования была Германия (24,84% от всего импорта), затем шли Италия (18,17%), Китай (10,93%), Тайвань (9,75%), Южная Корея (9,49), Финляндия (7,1%), Япония (5,91%).
В 2022 году доля Китая выросла до 43,25%, Тайваня — до 15,45%.
Источник: НСПОИМ
Китайские станки дешевле
Спрос на российскую продукцию, резко выросший в первой половине 2022 года, затем стал постепенно снижаться.
«В начале года всё, что у нас было на складах, было слизано. Во второй половине года стало поспокойней, потому что пошёл параллельный импорт, Китай подтянулся», — констатирует Владимир Румянцев, гендиректор ООО «Вириал».
Переключение на китайские поставки вызвано, с одной стороны, тем, что мощностей российских промышленников не хватило, чтобы быстро заместить ушедших западных поставщиков. С другой стороны, отечественные станкостроители не могут конкурировать по цене с Китаем. Особенно если стремиться к полному импортозамещению.
«Если мы соберём всё из своих компонентов, то это будет в два-три раза дороже рынка, такой станок будет не продать», — говорит Сергей Мытенков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.
Президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин объясняет дешевизну китайских станков эффективными мерами господдержки станкостроения в КНР. Правда, он оценивает ценовое преимущество китайской продукции скромнее коллеги — в среднем она, по его данным, на 30% дешевле российской.
«В Китае НДС не 20%, как в России, а 13%, — поясняет Бабкин. — В Китае кредиты для промышленных предприятий дают не под 10–15%, а под 1% годовых. Там электричество дешевле. Вот у нас цена металла определяется на бирже в Лондоне. Она в два раза выше, чем металл должен стоить объективно. А Китай живёт по-другому. Там металл достаётся машиностроителям гораздо дешевле, чем в России. Поэтому бульдозер, привезённый из Китая, продаётся на 30% дешевле, чем бульдозер, произведённый в России».
Это вам не «Вкусно — и точка»!
Хотя сейчас в РФ приняты беспрецедентные меры поддержки промышленников, но ещё есть к чему стремиться, говорит Константин Бабкин.
Нужно двигаться поступательно, считает Сергей Мытенков. Пока в России не производятся те или иные станки и комплектующие, нужно импортировать их, «постепенно закрывая импорт, если мы понимаем, что какую-то позицию уже заместили».
Его мысль развивает Фёдор Назаров, гендиректор ФГУП «НАМИ»: «Наше станкоинструментальное производство находится не в самом лучшем состоянии. Да, мы сейчас будем иметь не передовые технологии, но технологии есть пока, пусть они восточные. Зато наш рынок имеет больше возможностей для роста».
«И конечно, нам нужно идти с иностранными партнёрами. Никто не идёт один — это долго и дорого. Сейчас не получится ограничивать внешние поставки, потому что мы не можем покрывать потребности рынка. А когда мы создадим своё производство, будет возможность ограничивать импорт. Я думаю, на это уйдёт около пяти лет», — считает Назаров.
«Нам в одиночку станкостроительную промышленность не поднять, это коллективный труд», — согласен Леонид Халфун.
Но он против того, чтобы ставить задачу добиться замещения импорта, так как на то, чтобы «догнать и перегнать», в таком случае будут затрачены слишком большие силы и средства.
Задача государства — не строить несбыточные планы, а обеспечить станкостроителям возможность создавать свои конструкторские бюро, формировать свою школу, находить лучших поставщиков, которые могли бы предоставлять комплектующие высокого качества и в срок. «Сегодня же нам показывают картинку и говорят: всё будет вот так, как на картинке. Когда-нибудь», — заявляет Леонид Халфун.
«Строительство заводов — дело не быстрое. Это вам не »Вкусно — и точка«. Недавно была выставка в Китае, там говорили, что некоторые заводы были построены за год-полтора. У нас полтора года будет уже этим летом», — говорит Павел Беликов, имея в виду срок, который прошёл с введения прошлогодних санкций.
Есть риск, опасаются промышленники, что пока государство будет ожидать эффекта от принятых им мер поддержки российского станкостроения, китайские поставщики прочно обоснуются на нашем рынке.