05 мая 2023 16:23
читать 15 минут

Российским судовладельцам предлагают пользоваться бумажными картами на реках

В России возникли сложности с обновлением электронных навигационных карт для речного судоходства. Накануне навигации президент компании «Навмарин» заявил, что это может создавать риски для владельцев судов. В Росморречфлоте считают, что навигаторам достаточно бумажных карт.

Безопасно или нет?

Три мировых распространителя электронных навигационных карт (ЭНК) прекратили работать с Россией. Продажи карт и корректуры к ним остановлены, это создаёт проблемы для судоводителей и делает навигацию рискованной, заявил Алексей Мигалин, член рабочей группы Минпромторга по импортозамещению в радиоэлектронике «Навигационные приборы», президент компании «Навмарин» (предприятие производит радионавигационное оборудование).

«После начала СВО официальные распространители карт из-за рубежа стали исключать из своих картографических библиотек наши морские и внутренние водные пути (ВВП). Эти карты стало невозможно купить. Самое опасное в этой ситуации заключается в том, что одновременно в сети стали появляться предложения от сомнительных фирм, которые проводили, разумеется, за отдельную плату, актуализацию карт. Зафиксирован случай, когда капитан, воспользовавшись таким предложением, посадил своё судно на мель», — сказал MASHNEWS Алексей Мигалин.

У него есть и конспирологическая версия. «Я считаю, что в интернете выкладывают заведомо испорченные карты, из которых исключены опасные объекты. Иначе как диверсией я это не назову», — говорит Мигалин.

Он уверен, что надо срочно прилагать усилия по переходу на отечественные электронные навигационные карты.

Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Денис Ушаков 4 мая сообщил MASHNEWS, что никаких проблем для речного судоходства уход иностранных компаний не представляет.

«Для проводки судна по внутренним водным путям РФ используются откорректированные бумажные карты (атласы). Электронные навигационные карты используются как дополнительное средство отображения картографической информации. Прекращение работы зарубежных изготовителей электронных навигационных карт с Россией, с учётом наличия актуальных электронных навигационных карт в Ведомственном фонде пространственных данных Росморречфлота, никак не повлияет на безопасность судоходства», — объяснил Денис Ушаков.

Электронные против бумажных


Фото: tovvmu.mil.ru

Большинство экипажей речных транспортных судов и почти все владельцы маломерного флота пользуются не бумажными, а электронными картами. Несмотря на то что их применение на речном транспорте, в отличие от морского, не является обязательным.

Электронные карты намного эффективнее бумажных, пояснил в беседе с MASHNEWS генеральный директор компании «ССГ Навигация» Сергей Губернаторов.

«Автоматическая прокладка на электронной карте места судна, полученного по спутниковой системе навигации, позволяет практически в реальном времени видеть его текущее положение относительно подводных опасностей. Это существенно снижает риск навигационных происшествий и аварий. Отображение на электронной карте целей АИС (автоматической идентификационной системы) и РЛС даёт полное представление о навигационной ситуации. Наложенное на карту изображение радара позволяет судоводителю визуально контролировать правильность позиции судна», — рассказал эксперт.

Навигационные электронные карты корректируются на берегу в течение суток после получения администрацией бассейна новой информации. Корректурные наборы (файлы корректурных команд объёмом несколько килобайт) могут загружаться на судно по запросу судоводителя при наличии канала связи.

«Без электронных навигационных карт стратегическая задача полноценной цифровизации отрасли водного транспорта и такие проекты, как круглогодичная навигация на южных участках ВВП, недостижимы», — подчеркнул Сергей Губернаторов.

СПРАВКА MASHNEWS:
По данным за 2021 год в России эксплуатируется 22,5 тыс. речных судов и судов смешанного плавания. В реестре МЧС зарегистрировано более 1,5 млн маломерных судов.

Колоссальная работа без окончательного результата


Фото: ssgnavigation.com

История со снабжением речников электронными картами, по словам Сергея Губернаторова, могла благополучно завершиться ещё пару лет назад. В 2011–2021 годах Минтранс организовал масштабный проект по выполнению съёмок всех судоходных рек России и создания электронных навигационных карт.

Помимо выполнения полевых и камеральных работ, для этого потребовалось создать автоматизированные комплексы для съёмки, программное обеспечение обработки данных, кодирование электронных карт, развёртывание контрольно-корректирующих станций ГЛОНАСС и береговых станций АИС.

Похожие проекты выполнялись и в других странах, но с учётом территории России, её климата и размеров сети внутренних водных путей этот проект можно считать беспрецедентным — и по объёму работ, и по стоимости, объясняет эксперт. На сегодня готовы к использованию и поддерживаются в актуальном состоянии силами картографических служб всех 15 бассейнов ВВП электронные навигационные карты на более 70 тыс. км внутренних водных путей.

«Однако вся эта колоссальная работа практически не повлияла на внедрение современной технологии навигации на внутренних водных путях из-за отсутствия государственной системы снабжения судов электронными картами и корректурой, а также несовершенством отечественной нормативной базы», — отмечает Сергей Губернаторов.

Карты без корректуры


Созданные электронные карты находятся в фонде пространственных данных Росморречфлота. Они передавались по лицензионным договорам коммерческим компаниям: «Транзас», «Навионикс», «Гармин» и «С-МАР», которые имели собственную систему распространения данных.

«Навионикс», «Гармин» и «С-МАР» поставляли электронные карты для навигационных систем, ориентированных на маломерный флот, но ими активно пользовались и государственные заказчики. У компаний «Транзас» и «С-МАР» были картографические продукты, созданные на основе государственных карт, для электронной картографической навигационно-информационной системы (ЭКНИС) транспортного и пассажирского флотов.

«Всё было очень удобно, но карты корректировались в лучшем случае раз в год, что было неприемлемо для введения нормативных требований по обязательному использованию картографических навигационных систем на речном флоте», — говорит Губернаторов.
«С уходом этих компаний из России все обладатели навигационных плоттеров и радаров известных брендов Raymarine, Simrad, Furuno, Garmin остались без корректуры карт (для новых установок карты вообще недоступны), а профессиональные системы, в которых использовалась подписка на карты, — вообще без новых лицензий», — объясняет он.

Сделать электронные карты обязательными


Фото: navmarine.ru

Выходом из этой ситуации, по мнению Алексея Мигалина, могло бы стать включение электронных навигационных карт в обязательные нормы снабжения для судов, эксплуатирующихся на внутренних водных путях.

Это будет способствовать их переходу на российское оборудование и российские программы и достижению независимости от зарубежных распространителей карт. Такое решение, считает Мигалин, можно принять на уровне Минтранса, с проработкой инициативы в Росморречфлоте.

А пока, полагает Алексей Мигалин, речным судоводителям, видимо, придётся чаще обращаться к бумажным атласам и ограничивать время своей работы светлым временем суток.

С мнением Алексея Мигалина отчасти согласен президент Ассоциации портов и судовладельцев речного флота Александр Зайцев. Он сообщил МАSHNEWS, что дальнейшая судьба использования электронных навигационных карт на ВВП зависит от действий Росморречфлота, но от подробных комментариев по этой теме отказался.

Замглавы Росморречфлота Денис Ушаков считает, что и сейчас у судовладельцев есть возможность приобретения официальных государственных электронных навигационных карт в Ведомственном фонде пространственных данных Росморречфлота.

«При этом необходимо отметить, что суда подведомственных Росморречфлоту организаций полностью перешли на государственные электронные навигационные карты», — сообщил он. А вопрос об оснащении такими картами судов коммерческого и маломерного флота «находится в ведении судовладельцев».

Ушёл, но остался


Изображение: transas.ru

Большая часть рынка распространения электронных навигационных карт в России приходилась на компанию «Транзас». В 2018 году она вошла в состав финской корпорации «Вяртсиля». В июле 2022 года финны продали российский бизнес местному менеджменту и закрыли офис, отвечавший за разработку программного обеспечения.

Однако в компании «Транзас» MASHNEWS заявили, что она продолжает поставки потребителям электронных навигационных карт российских внутренних водных путей издания Росморречфлота.

В настоящий момент «Транзас» является российской компанией, подчеркнул заместитель директора по маркетингу компании «Транзас» Иван Василенко. «Мы работаем в обычном режиме, выполняя перед клиентами все обязательства по поставке и обновлению ЭНК», — сообщил он.

«Некоторые незначительные задержки в поставке электронных морских навигационных карт международных вод, имевшие место в 2022 году, были связаны с перестройкой работы по поставке сервисов данных, а также необходимостью переноса картографических серверов в Центры обработки данных на территории РФ. Сейчас все эти проблемы полностью устранены», — отметил Иван Василенко.

Без национального центра не обойтись


Фото: gov.spb.ru

Необходимо скорейшее создание национального государственного центра, который бы занимался снабжением коммерческих потребителей электронными навигационными картами и корректурой, а также срочной навигационной информацией в цифровом виде, считает Сергей Губернаторов.

Продолжение поставки электронных карт ВВП без регулярной корректуры через коммерческие компании (а сейчас только такие карты можно получить в фонде пространственных данных) фактически обесценивает труд картографов администраций бассейнов по поддержанию карт в актуальном состоянии и может привести к аварии, аналогичной посадке на грунт «Метеора» на реке Лене в 2022 году.

Нужна корректировка нормативно-правовой базы: Правил плавания по ВВП, постановлений правительства, регулирующих порядок предоставления государственных карт потребителям и их ценообразование, а также норм оборудования судов навигационным оборудованием Российского Классификационного общества, объясняет Сергей Губернаторов.

До возможного принятия решения об обязательном поэтапном оснащении судов электронными картографическими навигационными системами необходимо разработать процедуры контроля, аналогичные существующей практике государственного портового контроля морских судов, продолжает он. А также процедуры и программное обеспечение для анализа аварий с использованием информации, которая регистрируется навигационными системами.

По-видимому, требуется тренажёрная подготовка судоводителей по применению инструментальных методов навигации на внутренних водных путях, полагает Губернаторов: «Надо научить молодых судоводителей не верить слепо картинке на экране, а постоянно оценивать навигационную ситуацию с учётом всей доступной, порой противоречивой информации».

«По сравнению с уже проделанной Минтрансом, Росморречфлотом и администрациями бассейнов работой, в том числе разработанной новой редакцией требований Российского Классификационного общества к навигационным системам различных типов, это требует совсем небольших усилий, но окажет значительный позитивный эффект на работу отрасли», — резюмирует эксперт.
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент