Российский «Атом» оказался не российским
Громкий проект по запуску первого российского электромобиля «Атом» начинает видоизменяться еще до запуска в производство первых машин. На рынок эти электрокары, конечно, выйдут, но не такими, как ожидалось: согласно появившейся информации от производителя, из отечественных компонентов в них останется только платформа и операционная система. Почему так и при чем тут СВО?
Своего – почти ничего
Стали известны новые подробности подготовки к запуску «Атома» в серию: основные узлы и агрегаты будут китайского производства. Эксперты объясняют это тем, что начать производство таким образом получится быстрее, хоть электрокары при этом и окажутся чуть дороже ранее заявленной цены (плюс-минус 3 млн рублей). Впрочем, есть и другие причины – о них позже.
Итак, каким же окажется первый, как его позиционируют, российский электромобиль, если разобрать «Атом» на части? Платформа – своя, российская. Также отечественной является операционная система, разработанная специалистами «Лаборатории Касперского». На этом все.
«У нас есть ряд электромобилей, которые по сути своей являются перемаркированными китайскими машинами, теперь будет еще один. И не более того», - считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
За двигатель будет отвечать китайская компания Jee, батарея – тоже китайского производства, аналогично с рулевым механизмом и электроникой, все это будет поставляться из КНР, поэтому говорить о какой-то серьезной локализации производства на данном этапе не приходится. Хотя планы были. Совсем недавно Mashnews писал о том, что литий-ионные батареи для «Атомов» будет поставлять компания «Рэнера», входящая в состав «Росатома». Таковы были официальные планы стартапа «Кама», в рамках которого реализуется этот проект, но, как видно, они поменялись.
Дела военные
Бесспорно, «Атом» изначально был продуктом интернациональным: дизайн разработан в Италии, инжинирингом и созданием батареи занимались специалисты из Германии и КНР. Однако к началу производства, запланированного на 2025 год, доля российских компонентов в этом электрокаре должна была составлять 60-70%, на данный момент локализацию «Атома» можно оценить в лучшем случае на уровне 10-20%.
По мнению руководителей аналитического агентства «Автостат», дело в том, что нужные компоненты не производятся в России вовсе, а запустить их производство – дело очень дорогое и долгое, в Китае же себестоимость нужных узлов невелика. Но в разговоре с корреспондентом Mashnews глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев указал на совершенно другую причину столь резкого перехода с российских деталей на сделанные в КНР. Причину, возможно не столь очевидную на первый взгляд, но вескую.
«Много что хотели сделать своего российского, но из-за санкций выбор у нас небольшой: либо ориентировать производства на гражданские нужды, либо на военные. И с учетом того, как развиваются события, было принято решение все возможности, которые у нас есть, пустить на разработку военного потенциала, и, естественно, туда привлекли массу предприятий и специалистов. Пока идет СВО, все силы будут приложены к тому, чтобы развивать военно-промышленный комплекс. Да, поставили операционную систему, да, хотели намного больше, но не успевали, так как загруженность заводов-смежников, которые могли бы что-то сделать для «Атома» - больше 100%», - объясняет эксперт.
Презентация электромобиля «Атом», разработанного акционерным обществом «Кама». Май 2024 г. Фото: Алексей Майшев, РИА Новости
Вопрос имиджа, а не денег
Александр Фролов задается более глобальным вопросом: «Зачем этот проект, и почему с ним так носятся? Если посмотреть на него с точки зрения рынка сбыта батарей, которые будет производить в Подмосковье и Калининградской области «Росатом», то да, почему нет. Но покупателям этот формат не очень интересен, весьма скудные объемы продаж электрического «Москвича 3е» - тому наглядный пример».
Многие автомобильные эксперты полагают, что для «КАМАЗа», участвующего в проекте, решение об инвестировании в выпуск «Атома» - затея сугубо имиджевая. Потому что с точки зрения занятия новой для себя ниши на авторынке она кажется не слишком перспективной. Более того, здесь еще одна проблема.
«Я лично слышал тезис: нужно застолбить первое место в столь передовом направлении, потому что те, кто будут первыми, те и станут победителями – мол, посмотрите на рынок смартфонов! Давайте посмотрим. И мы не обнаружим там ни одной компании, с которых этот рынок начинался. В любом передовом направлении есть «проблема первопроходца»: вы, начиная какое-то новое дело, собираете все шишки, сталкиваетесь со всеми возможными проблемами, а тем, кто идет за вами, проще – и они оказываются эффективнее вас», - говорит Александр Фролов.
Зумеры и политика
Впрочем, «Атом» уже не назвать ни чем-то новым, ни чем-то революционным: в следующем году на российском рынке просто появится еще один электромобиль, собранный почти целиком из китайских деталей, разве что, с точки зрения «гаджетомана», куда более продвинутый, чем простенький «Москвич 3е». А значит, как полагает главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин, большие объемы продаж ему не светят, и максимум, на что может рассчитывать «Атом»: стать любимой игрушкой у «модных ребят из Москвы, Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга».
Хотя и с Китаем в скором будущем могут начаться проблемы. На этой неделе стало известно, что Zeekr, дочерняя компания автоконцерна Geely, запретила продавать свои электромобили на территории РФ. Причина: санкции США. Поэтому не исключено, что создатели «Атома» (как и других новых автомобильных брендов) пошли правильным путем: собирать китайские машины из китайских компонентов под «локализованным» названием.