России лучше всего подходит беспилотный вертолет. Но летать на нем дорого
На Югорском экономическом форуме, в предвкушении близкого запуска нацпроекта по беспилотным авиасистемам, обсудили инфраструктуру для беспилотников. Ключевая идея - создание жесткой вертикали контроля, учета и управления всеми БПЛА в воздушном пространстве. Плюс придется строить много посадочных полос - пока в России реально могут работать лишь непомерно дорогие в эксплуатации беспилотные вертолеты.
Деньги – только на станки
Беспилотную сессию на Югорском экономическом форуме 20 ноября открыл Даниял Капланов из Агентства по технологическому развитию (АТР). Со словами, «я, возможно, скажу, что вы и так знаете», он рассказал собравшимся о национальном проекте по беспилотным авиасистемам (БАС).
Нацпроект по беспилотникам стартует в 2024-м году и рассчитан на шесть лет, а в перспективе до 2035-го года. Параллельно с вливанием бюджетных денег в отрасль правительство хочет увеличить спрос на беспилотники, создать центры, которые эти беспилотники будут производить, создать аэродромы для беспилотников. Еще надо подготовить миллион специалистов по БАС и запустить фундаментальные и перспективные исследования. Вложить в нацпроект хотят порядка 400 млрд рублей. 200 млрд уже выделены, еще 200 хотят добавить в 2024-м.
Разумеется, участники знали, о чем идет речь.
Каланов обозначил два ключевых, по его мнению, препоны развитию отрасли БАС:
- недостаток производственных мощностей (тут мешает развиваться непрогнозируемый спрос на беспилотники),
- импортозависимость комплектации – двигатели и другое оборудование.
Производство отечественных беспилотников к 2030 хотят довести до 32 тысяч в год. В условиях СВО пришлось напомнить: весь федеральный проект - про выпуск гражданских дронов.
Из инфраструктуры: надо построить 49 аэропортов для беспилотников и 241 площадку в регионах.
Будет проведена переподготовка преподавателей колледжей. К концу работы нацпроекта Россия хочет получить 1 миллион специалистов по БАС.
В регионах развернут 48 научно-производственных центров (из них 11 крупных, остальные малые). В НПЦ планируется создать полный цикл (в случае крупных центров) производства БПЛА или прорабатывать отдельные компетенции (например, сборку дронов и обучение инженеров или испытания БПЛА + разработка двигателей).
Примером для региональных НПЦ будет федеральный центр БАС, рассказал руководитель Центра анализа и разработок ФЦ БАС Дмитрий Летунов.ФЦ БАС – самый главный НПЦ, можно сказать, витрина.
«Мы взяли на себя задачу максимально оснастить свой центр, чтобы вы могли посмотреть, как можно работать», - сказал он, перечислив, что будет в ФЦ БАС.
Стоит отметить, что собравшиеся обсуждать высокие технологии не сумели справиться с трансляцией – дрожащий звук, зависание видео, трудности с выводом презентаций на экран. С беспилотниками должно получиться лучше, но это не точно.
Представитель ФЦ БАС говорит, что этот центр не монополизирует отрасль.
«Мы не забираем ничей хлеб. Это все делается для вас, чтобы вы могли посмотреть и выбрать, какие компетенции, активности вам больше подходят», - отметил Дмитрий Летунов. Он также напомнил, что НПЦ каждый регион должен строить сам – государство даст денег только на начинку.
«Это очень важно – деньги только на станки», - отметил Летунов.
Летный час на вес золота
Участники согласились, что сейчас самый универсальный в использовании в России БПЛА – беспилотный вертолет. Мультироторы летают недалеко, а самолетам некуда садиться.
При этом вертолет самый дорогой, его летный час – дороже всего. Например, относительно БАС самолетного типа – в 10 раз.
Цель: снизить стоимость летного часа до 10 тысяч рублей для беспилотника грузоподъемностью до 200 килограммов, объяснил советник губернатора Томской области Сергей Хурсевич.
В России только в этом году приступили к серийному выпуску первого отечественного сертифицированного беспилотника вертолетного типа – БАС-200, заявил летом холдинг «Вертолеты России» (входит в Ростех).
Собирают серийные БАС-200 в Башкортостане на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП - выпускает вертолеты морского базирования марки «Ка»). Объем выпуска беспилотных вертолетов на КумАПП не сообщается.
БАС-200 разработан Национальным центром вертолетостроения имени Миля и Камова. Управлять БАС-200 можно на расстоянии до 100 км от базовой станции. При передаче управления от станции к станции дальность полета беспилотника увеличивается до 400 км. Продолжительность полета с полезной нагрузкой – до четырех часов.
«Алмаз» проследит за беспилотниками
Представитель хозяев форума – замгубернатора ХМАО Павел Ципорин - сказал, что регион понимает, что беспилотия – очень перспективное направление и понадеялся, что скоро «мы будем выглядывать в окно, где вовсю летают беспилотники, и это не будет нас шокировать».
Уже точно известно, что реализовывать идеи правительства ХМАО по беспилотникам будет специальное учреждение - АНО «Оператор». Оно будет строить и обслуживать дронопорты, центры управления БАС и ретрансляторы. Все данные будут передаваться в региональный ЦОД (центр обработки данных).
Проект поделили на три этапа. До 2025-го года хотят ввести в эксплуатацию производства и начать реализацию «бизнес-модели», затем до 2027-го распространить действие программы на всю территорию Югры, а к 2035-му расшириться на весь Крайний Север.
Правительство договорилось с НПО «Алмаз» - оно разработает систему мониторинга всех беспилотные объектов в воздушном пространстве, рассказал замгендиректора НПО Евгений Лаврентьев. Чтобы не дублировать функции единой системы организации воздушного движения (она отвечает, в первую очередь, за пилотируемую авиацию), под учетом будут летательные аппараты до 150 килограммов.