«Росморпорт» расторг контракт на строительство двух ледоколов за 18,5 млрд рублей с Онежским судостроительным заводом
Контракт был заключен в июле 2021 г. По нему CСЗ должен был построить два вспомогательных ледокола мощностью 12–14 МВт класса Icebreaker7 (может передвигаться в сплошном льду толщиной до 1,5 м), которые способны работать как на дизельном топливе, так и на сжиженном природном газе. Суда такого типа в России еще не создавались.

Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Иллюстративное фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Соглашение о расторжении контракта стороны подписали 10 июня. С документом ознакомилось издание «Ведомости».
Передать ледоколы заказчику планировалось в сентябре и декабре 2024 г. на территории Большого порта Санкт-Петербург. В апреле 2024 г. «Росморпорт» и Онежский ССЗ согласовали продление сроков сдачи на два года до сентября и декабря 2026 г. соответственно, следует из дополнительных соглашений к контракту. Головное судно было оценено в 9,7 млрд руб., первое серийное – в 8,8 млрд руб.
Онежский завод в Петрозаводске был единственной верфью, подавшей заявку на участие в конкурсе на строительство этих ледоколов. Фактически суда должны были быть построены по субподряду на турецкой верфи Kuzey Star Shipyard, писал «Коммерсантъ» в августе 2021 г. Но работы по госконтракту турецкой верфью не велись «в связи с введенными санкциями и отказами в поставке оборудования», говорится в заключении Счетной палаты о результатах проверки исполнения закона «О бюджете» Росморречфлотом за 2024 г.
При этом в 2021–2023 гг. «Росморпорт» перечислил Онежскому заводу аванс в размере 9,27 млрд руб., или 50% от стоимости госконтракта, следует из заключения Счетной палаты. Предприятие должно было вернуть аванс в течение пяти рабочих дней после подписания соглашения о расторжении контракта, говорится в этом документе.
«Ведомости» направили вопросы в «Росморпорт», Росморречфлот, Минтранс, Минпромторг, на Онежский ССЗ и турецкую верфь.
Модель ледокола проекта 23620. Фото: «Крыловский государственный научный центр».
Технический проект ледокола 23620 был разработан ЦКБ «Балтсудопроект», которое входит в Крыловский государственный научный центр. Согласно проекту, судно предназначено для круглогодичной эксплуатации в Балтийском, Белом и Баренцевом морях, а в летне-осенний период – в Северном Ледовитом океане. Длина ледокола должна составить 95,6 м, ширина – 22,5 м, осадка – 8 м, скорость – не менее 16 узлов.
Проект предусматривал использование иностранных агрегатов и комплектующих при строительстве этих судов, поставка которых невозможна в условиях санкций, отмечает источник «Ведомостей», знакомый с деталями проекта. Среди прочего это винто-рулевая колонка Azipod, разработанная французской АВВ, и главный дизель-генератор финской Wartsila, перечисляет он. В связи с этим суда, вероятно, придется перепроектировать, резюмирует собеседник.
По данным Минтранса, российский ледокольный флот состоит из 41 судна, включая 34 дизель-электрических и семь атомных. Самые мощные из них, по 60 МВт каждое, строит Балтийский завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
«Росморпорт» управляет флотилией дизель-электрических ледоколов, из которых 23 – это линейные суда, остальные 11 – вспомогательные и буксиры. Потребности ФГУПа до 2030 г. ранее оценивались в 10 новых судов.