Разработчики балтийского экопарома на электротяге рассчитывают на разморозку проекта
Минпромторг не смог получить комплект оснастки и оборудования для экопарома, разработанного Калининградским государственным техническим университетом. Проект свернули, а оснастку расформировали. Но вуз готов вернуться к разработке.

Паром на электротяге, предназначенный для курсирования между Балтийской косой и городом Балтийск, разрабатывался с учетом иностранного оборудования. В 2022 году проект заморозили, а два года спустя Минпромторг потребовал от вуза передать все наработки. Но оказалось, что оборудование и оснастка уже переданы под другие проекты. 8 октября Арбитражный суд Московского округа своим постановлением подтвердил, что у вуза нет обязательств перед Минпромторгом.
В ходе разбирательства представители университета сообщили, что на начальном этапе проект реализовывался на «Ушаковских верфях» в Гурьевском районе Калининградской области. Предприятие подготовило площадку для экопарома. Так как речь шла о принципиально новом для предприятия и страны в целом судне, то оснастка готовилась специально под него.
«Ушаковские верфи» создавали ее на своей площадке, оснастка принадлежала предприятию.
Когда проект поставили на паузу, то судостроители стали работать над другими заказами и распорядилось оснасткой по собственному разумению. Суды посчитали, что это — внутренняя производство-хозяйственная деятельность предприятия-строителя.
В 2019 году, когда работа над проектом только началась, предполагалось, что стоимость первого опытного парома составит 240 млн рублей, а строительство судна завершится в 2021-м. В 2020-м власти Калининградской области увеличили сумму до 389 млн рублей. В сентябре 2021-го года на судозаводе «Янтарь» началась стапельная сборка. Присутствие в проекте двух предприятий объясняется тем, что работы разделили по предприятиям судостроительного кластера региона.
На этапе стапельной сборки власти региона озвучили новый срок сдачи парома — второй квартал 2022-го года. Но год спустя проект заморозили, к этому моменту были выполнены два этапа из пяти.
Экопаром предназначался для сообщения между Балтийском и Балтийской косой. Сейчас этот участок обслуживают два парома - «Нида» и «Вистула», построенные более 60 лет назад.
Уже после заморозки проекта Калининградский государственный технический университет продолжил разработки в этом направлении. В 2023 году в «Известиях КГТУ» появилась научная статья о том, что проект парома модернизировали, в частности, у него появились новые обводы, которые имеют преимущества перед судном-прототипом. В университете даже создали уменьшенную модель парома и провели испытания, которые показали, что на тихой воде сопротивление порожнего судна ниже на 8%, парома с грузом — на 17%. Также снижен носовой слеминг — последствия ударов днища корпуса о воду.
В 2024-м году «Интерфакс» со ссылкой на руководство университета сообщил, что для экопарома найдены решения с применением российского оборудования, а корпус обновленного судна сформирован и находится на судозаводе «Янтарь».
Несмотря на отказ в оснастке, университет рассчитывает на сотрудничество с Минпромторгом по парому, ведь проект заказывало именно министерство. Соответственно, и разморозить его в силах только Минпромторг.
СПРАВКА MASHNEWS
Экопаром для Балтийской косы проекта 19411 имеет вместимость 15 легковых автомобилей и 80 пассажиров, длина парома — 36 м, ширина — 10 м. Работать судно должно на электродвигателе и оснащаться аккумуляторными батареями, рассчитанными на 18-часовую работу.