Пять российских верфей требуют денег с финской Wartsila
Уже пять отечественных судостроительных компаний подали иски к финскому концерну Wartsila. К трем петербургским верфям присоединились калининградский завод «Янтарь» и «Красное Сормово» из Нижнего Новгорода. Wartsila ушла из России и не исполнила заключенные контракты. Есть ли шанс взыскать предоплату, разбирался MASHNEWS.
Пострадали траулеры и сухогрузы
Российский судостроители требует вернуть авансы за непоставленное Wartsila оборудование, финский концерн ссылается на обстоятельства непреодолимой силы. Все пострадавшие от ухода Wartsila верфи - «Балтийский завод», «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Красное Сормово» и прибалтийский завод «Янтарь» - входят в Объединенную судостроительную корпорацию.
Завод «Красное Сормово» подал иск к Wartsila Solutions Oy в Арбитражный суд Нижегородской области 3 ноября. Дата рассмотрения еще не назначена. На нижегородском заводе, по данным СМИ, без силовых агрегатов стоят собранные корпуса четырех сухогрузов проекта RSD59. Поставки двигателей должна была обеспечить Wartsila. «Красное Сормово» ищет варианты отечественной замены силовых блоков.
Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» еще 10 октября направил исковое заявление к французской «дочке» финского концерна - Wartsila France s.a.s., но Калининградский арбитражный суд оставил его без движения, потребовав судостроителей уточнить данные об ответчике. 17 ноября «Янтарь» направил в суд дополнительные документы. Французское подразделение Watrsila занимается поставкой энергетических систем, насосов, клапанов, редукторов и другого судового оборудования.
Иск завода «Янтарь», как можно предположить, связан с большим морозильным рыболовным траулером «Виктор Гаврилов», который строится на калининградском предприятии. Как следует из релиза на портале Wartsila, «Виктор Гаврилов» - это первый опыт сотрудничества иностранной компании с «Янтарем».
«121-метровое судно будет иметь уникальную конструкцию носовой конструкции, которая прошла испытания после компьютеризированных динамических расчетов и моделирования жидкости. Дизайн обеспечивает повышенную производительность. Судно станет частью инвестиционной программы российского правительства по обновлению флота», - было сказано в сообщении 2018 года.
Планировалось, что «Виктор Гаврилов» будет передан заказчику (Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина из Петропавловска-Камчатского) в 2023 году, однако затем срок сдачи траулера перенесли на 2025 год.
MASHNEWS попросил прибалтийский завод «Янтарь» уточнить информацию по иску, но пока не получил ответа.
Давний друг СССР
Wartsila — один из крупнейших мировых судостроителей и поставщиков судового оборудования. Сотрудничество финской компании с отечественными кораблестроителями насчитывает десятки лет. Еще в 1959 году на верфи Wartsila был построен ледокол «Москва». Затем к нему прибавились дизель-электрические ледоколы «Ермак», «Красин», «Адмирал Макаров», «Капитан Сорокин».
На верфях Wartsila в Хельсинки были построены атомные ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», но атомные установки на эти суда монтировали отечественные предприятия.
В 2022 году Wartsila объявила об уходе из России. По данным компании, расходы, связанные с ее уходом из России, составили 200 млн евро, по итогам января-сентября 2022 года Wartsila получила убыток в 62 млн евро.
У Wartsila было три российских дочерних предприятия (располагались в Петербурге). Все они поменяли собственников.
Попытка уйти из российской юрисдикции
В арбитражных спорах с «Балтийским заводом» Wartsila сделала попытку перенести слушания в суд Торговой палаты Хельсинки, но 13 ноября 2023 года Арбитражный суд Северо-Западного федерального округа в этом ей отказал.
Предметом спора «Балтийского завода» с Wartsila стали договоры поставки дизель–генераторов и комплектов оборудования линии вала для атомоходов «Якутия» и «Чукотка».
«Балтийский завод» перечислил Wartsila Solutions Oy 7,6 млн евро. Финская компания поставила оборудование только на 2,6 млн евро, а 10 и 11 марта 2022 года прислала на завод письма, в которых сообщила, что прекращает исполнение обязательств из-за введенных в отношении России санкций.
«Балтийский завод» в ответ обратил внимание на то, что договоры были заключены до 24 февраля 2023 года и настаивал на поставке оборудования. Диалога не получилось, в апреле 2022 года Балтийский завод подал на Wartsila в суд, требуя вернуть 5 млн евро.
В мае 2023 года «Балтийскому заводу» эти 5 млн евро удалось взыскать с «дочки» финского концерна - Wartsila Solutions Oy. Она продолжает оспаривать это решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кассационную жалобу финской компании суд рассмотрит 18 декабря 2023 года.
Еще 7,6 млн евро «Балтийский завод» требует с головной компании - Wartsila Oyj Abp, которая выступала гарантом поставки. Она обязалась выплатить эту сумму, если Wartsila Solutions Oy не поставит оборудование для атомоходов. Возможные споры стороны договорились разрешать в суде Торговой палаты Хельсинки.
Туда Wartsila Oyj Abp и требовала перенести решение спора. Но в итоге Арбитражный суд Северо-Западного округа решил, что процесс не будет переведен в иностранную юрисдикцию.
Дело о взыскании 7,6 млн евро будет рассматриваться в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 30 ноября 2023 года.
На Балтийском заводе заявили о готовности инициировать арест товарных знаков Wartsila.
Еще два спора
«Адмиралтейским верфям» удалось взыскать с Wartsila Solutions 2,377 млн евро. Решение суд вынес 19 сентября. Это тоже аванс, который был уплачен за поставку главного двигателя, пропульсивного комплекса, и вспомогательного оборудования для рыболовных траулеров проекта ST-192.
Wartsila подала апелляционную жалобу на это решение. 17 ноября ее приняли к производству. Жалоба будет рассмотрена 10 января 2024 года.
А в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривается иск судостроительного завода «Северная верфь» к Wartsila Solutions Oy о взыскании 3,8 млн евро аванса за неисполненный контракт. Слушания начнутся 14 февраля 2024 года. Как сказали MASHNEWS в пресс-службе «Северной верфи», предприятие намерено отстаивать свои законные интересы в российских судах и открыто к поиску новых поставщиков.
Отсудить не значит вернуть
Один из ключевых вопросов этих споров — исполнит ли иностранная компания решения российских судов.
«По нашим оценкам, ситуация при которой иностранные компании после ухода из России отказываются возвращать своим бывшим партнерам в России авансовые платежи, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, происходит более чем в 70% случаев», - сказал MASHNEWS управляющий партнер адвокатского бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов.
Эксперт подчеркнул, что возврат присужденных авансов — это еще и практический вопрос функционирования элементов платежной цепочки, по прежним каналам сделать перевод невозможно.
«В нашей практике бывали как случаи, в которых компании, обязанные вернуть аванс, соглашались с альтернативными цепочками расчетов, так и противоположные [с отказом от альтернативных вариантов]. Но последних все же больше, так как вопрос санкционных ограничений и запретов локальными судебными актами не снимается», - отметил Маслов.
В теории все возможно, в ход идут самые смелые правовые решения, заключил он.
«Японская компания Yanmar, например, ведет здравую экономическую политику и пытается вернуть заказчикам в РФ стоимость уплаченных авансов за двигатели, но есть трудности перевода средств», - рассказал MASHNEWS генеральный директор Морского инжинирингового центра Санкт-Петербурга, эксперт по судостроению Вадим Мищенко.
«Тяжбы с Wartsila могут тянуться довольно долго и их успешное исполнение в пользу истцов может столкнуться с объективными трудностями. В России присужденные к получению суммы можно взыскать лишь с имущества Wartsila, находящееся на российской территории. Если говорить о возможности использования зарубежных юрисдикций - не факт, что иностранные судебные инстанции удовлетворят требования российских предприятий», - предположил в разговоре с MASHNEWS кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
Разрыв многолетнего сотрудничества стал для российских предприятий серьезным вызовом, говорит Вадим Мищенко.
«Компания Wartsila - один из мировых лидеров по производству главных двигателей. Она хорошо зарекомендовала себя на рынке РФ. Причиной такого массового применения продукции Wartsila являются в том числе проектные решения, которые Wartsila повсеместно предлагала судовладельцам. Хотя есть и другие альтернативные двигатели, они также применялись на судах в РФ», - объясняет Мищенко.
В частности, по словам эксперта, вместо продукции Wartsila может использоваться оборудование MAN, Caterpillar, Boduin, Cunmins, Yanmar, Daihatsu, Mitsubishi.
Правда, все эти двигатели сейчас тоже под санкциями, уточнил Вадим Мищенко.
«С некоторыми трудностями можно поставить сделанный по лицензии в Китае двигатель японской фирмы Daihatsu мощностью до 2000квт», - говорит специалист.
Отечественные судостроители ищут альтернативу оборудования Wartsila и других ушедших из России производителей.