16 февраля 2024 14:38
читать 17 минут

Промышленность пришла в упадок, но ее возродили. Чиновники отчитались об успехах, кое-кто говорил о проблемах

В промышленности работает 10 миллионов россиян -  больше занятых только в торговле. Промышленные производства есть в каждом из 89 регионов России. Но предприятия расположены неравномерно, как и отраслевая специализация. Mashnews  собрал заявления чиновников и предпринимателей, сделанные на Дне промышленности, прошедшем на выставке-форуме «Россия».

Западные прогнозы не сбываются

В структуре ВВП России обрабатывающие производства занимают около 13%. Промышленность стабильно лидирует благодаря возросшему объему производства, рассказал вице-премьер, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

«Это результат, который достигнут на фоне «ковидного периода», санкций, которые активно начали вводиться с 2014 года. Многие за периметром России рассчитывали совсем на другой итог. Но их драматические прогнозы не сбываются, и это совсем не случайность. Такая устойчивость является результатом многолетней кропотливой работы по созданию по сути новой промышленности. Вместо той, что пришла в упадок после развала СССР»

По словам министра, в 2014 году доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме внешних поставок составляла 28%, а в 2023 увеличилась до 35%.

Фонд развития промышленности (ФРП) выдал бизнесу льготных займов на 510 млрд рублей. С учетом инвестиций и налогов суммарный синергетический эффект от работы Фонда в 2023 году превысил триллион рублей. Общее количество поддержанных ФРП высокотехнологичных проектов перешагнуло планку полутора тысяч.

Свои Фонды развития промышленности созданы в 87 регионах России, которые поддержали более 2,5 тыс. проектов на 90 млрд рублей.  Количество промышленных и индустриальных парков в стране за 10 лет превысило 280, а их резиденты инвестировали в проекты более 2 трлн рублей, сказал Мантуров.

«Когда речь идет о промышленности, то лучше цифр о достижениях говорят конкретные продукты. Особенно те из них, который созданы для людей, для удобства и надежности их перемещения для повышения качества жизни. В этом контексте не могу не отметить работу наших судостроителей по обновлению пассажирского флота. В данном сегменте мы существенно нарастили свои компетенции. Уже 35 верфей страны имеют опыт строительства современных пассажирских судов различного класса и водоизмещения. Это и скоростные суда типа «Метеор», «Валдай», «Комета», «Грифон», катамараны на подводных крыльях, электрические речные трамваи ледового класса и, конечно, круизные лайнеры. Все эти продукты не уступают по комфортабельности иностранным аналогам».

Также Мантуров отметил, что в области железнодорожного сообщения российская промышленность готова решать практически все задачи, которые транслирует компания РЖД. Железнодорожное машиностроение – одна из самых локализованных отраслей (более 90%).

Ушли только 20% западных компаний

Говоря об уходе иностранного бизнеса из России, Мантуров отметил, что из 500 крупных компаний европейских пока официально ушло 100.

«Это 20%. При этом у большинства из них есть опционы. По решению президента сейчас это ограничено двумя годами. Но опционы такие есть. Это говорит о том, что наш рынок интересен и потенциал наш интересен. Имею в виду и стоимость на энергоносители. Вы видите, что происходит в Европе. Там предприятия как шагреневая кожа постепенно сжимаются».

«А по крупным предприятиям из США, которые здесь представлены, из 350  ушло 66 компаний. Опять те же самые 19% ушли и тоже с опционами. И многие из тех, кто здесь остался, не хочу называть, чтобы никого не смущать и не создавать никому проблем, продолжают наращивать свои инвестиции, создавая компетенции в нашей стране, для нашей экономики. Это касается и дружественных и недружественных стран. Мы точно открыты для разумного диалога, для инвестиций. Это я сказал не только для индивидуумов, но и для крупных, и не только крупных инвесторов», - сказал Мантуров.

 

В нефтехимии импортозамещение почти достигнуто

За десять лет компания «Сибур» инвестировала в развитие крупнотоннажных производств более 1,5 триллионов рублей, рассказал ее генеральный директор Михаил Карисалов. Это вывело Россию в пятерку крупнейших производителей синтетических материалов.

«Мы полностью независимы по производству полиэтилена, полипропилена, большей части синтетических каучуков, ПВХ. На сегодняшний день наша отрасль, скорее наоборот, экспортноориентированы и большую часть продукции мы можем предлагать нашим партнерам в дружественных странах».

Предприятия «Сибура» имеют возможность предлагать синтетические материалы для строительства, автопрома, сельского хозяйства, медицины, транспорта, упаковки, отметил Карисалов.

Горнорудная отрасль может базироваться на российском оборудовании

Три крупнейших машиностроительных завода, которые выпускают продукцию для горнодобывающей и металлургической промышленности объединяет «УЗТМ-Картэкс», рассказал генеральный директор компании Ян Центер. В нее входят «Уралмашзавод», петербургский экскаваторный завод «Картэкс» и литейный завод. Выручка группы с 2015 года до 20223 выросла в 10 раз - с 8,5 млрд рублей до 88 млрд.

«У нас полная контрактация, которая сегодня обеспечивает загрузку наших предприятий на ближайшие три года. Была проведена комплексная модернизация, в новый станочный парк было вложено 16 млрд рублей. Кроме того, большие вложения были сделаны в инженерную школу, в собственный учебный центр. На сегодняшний день мы производим оборудование, которое ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Почему можно так говорить? Потому что мы в честной борьбе выиграли конкурсы и в Индии, и в Узбекистане. Сейчас, по заданию Минпромторга, Таджикистан развиваем», - сказал Центер.

По его словам, компания полностью освоила шахтоподъемные машины, которые до этого в России не выпускали. «Освоили первые гидравлические, большие, рудные экскаваторы, много в группе сделано для наших судостроителей, для атомной отрасли. Все это нам позволяет уверенно смотреть в будущее».

Ян Центер утверждает, что «УЗТМ-Картэкс» полностью импортозаместил оборудование для всей горнорудной отрасли.

 

Больше протекционизма

Необходимо вводить как можно больше протекционистских мер, но с указанием времени, которое нужно для организации по-настоящему конкурентоспособных производств, заявил глава Нижегородской области Глеб Никитин.

«Нам это не всегда позволяли это делать, тоже, конечно, из добрых побуждений. В первую очередь те, кто отстаивали конкуренцию на мировом уровне. Говорили, что только экспортные продукты требуют поддержки. Все остальное, то, что сейчас неконкурентоспособно, поддерживать не нужно».

По данным Никитина, за два года после введения санкций рост промышленности в области составил 22%, рост физических объемов производства – 12%. За 2023 год рост физических объемов производства составил 110,6%. Объем производства в сфере обрабатывающей промышленности вырос на 22,8%.

«Об этом даже мечтать было невозможно. Отчего это произошло? Да оттого, что мы вынуждены были немедленно занимать те ниши, которые освободились в силу этих санкций. Мы, как промышленники, и в 2014 году благодарили санкции, они нам помогли. Но сейчас, это безусловно, огромный прорыв. Кто-то скажет, что этот рост у нас благодаря ОПК. Безусловно, мы об этом подробно говорить не будем. Нижегородская область всегда была арсеналом победы, продолжат и сейчас им оставаться. Но, поверьте, больше половины этого роста – это гражданские отрасли».

 

Санкции пошли на пользу

«Санкции нам на пользу» - в этом уверен и глава Башкортостана Радий Хабиров. Период санций в республике называют «ренессансом промышленности», там видят удивительные показатели ее развития. Самое большое в стране количество кластеров – 9, в Башкортостане.

«Пока мы развиваем кооперацию внутри себя, но уже работаем над тем, чтобы сформировать восемь межрегиональных кластеров. Более того, на повестке стоит вопрос организации межгосударственных кластеров. Так, в сфере машиностроения мы формируем такой кластер совместно с Республикой Беларусь».

Особой благодарности сегодня, считает Хабиров, достойны руководители промышленных предприятий.

«Они очень разные. Есть, что называется «красные директора», «капитаны бизнеса», а есть просто директор маленькой фабрики или цеха, где валенки шьют. Собственно, вот эти люди своим напором, дерзостью, стойкостью, позволили нам сохранить и удержать на плаву очень тяжелый процесс развития промышленности».  

 

Меньше бюрократии

Одним из важнейших достижений Московской области стал запуск программы «земля за рубль», считает губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

«Но кроме земли, нужно пройти через кучу процедур. Их минимум 15, максимум 60, чтобы прийти из точки «а» в точку «б». У нас в области создан единый вход электронной документации, где мы сами сопровождаем до выхода документы на реализацию того, или иного проекта. До создания такого инструмента, это было 36 месяцев. Поэтому часто сначала строился завод, а потом согласовывались все документы. Сейчас у нас это занимает 9 месяцев. В 2024 году мы хотим процесс полного разрешения вывести на 6 месяцев.

Важно, чтобы министерство промышленности могло координировать эту работу с федеральными ведомствами и делать это все на единой площадке, сказал Воробьев. «Чтобы тот, кто инвестирует, не бегал по всем 15-ти министерствам или еще 24-м региональным кабинетам, а все согласование проходило в электронном виде синхронно».

В Московской области 69 индустриальных парков, они заняты на 87%, сейчас в регионе строят еще 5 парков.

 

План «АвтоВАЗа» – полмиллиона машин в год

Максим Соколов гендиректор «АвтоВАЗа», говорил, что автозавод –  ядро целой экосистемы, в которой работает около 43 тысяч человек на трех промплощадках в Тольятти, Ижевске и Петербурге. Всего же в «семье» «АвтоВАЗа» более 1650 различных поставщиков, 300 дилерских партнерских и собственных центров, ведущий в отрасли «Автофинансбанк», логистические слады, магазины, все это объединяет 600 тысяч человек.  

«В 2023 оду мы увеличили выпуск продукции до 375 тысяч автомобилей, возобновив выпуск флагмана нашей продуктовой линейки «Лада Веста», перенеся производство на тольяттинскую площадку. И это несмотря на то, что в сентябре «АвтоВАЗ» попал в самый жесткий стоп-лист Минфина США. Но при это мы, при поддержке правительства, Минпромторга, не только не остановили наши конвейеры, но даже не снизили их производительность», - говорит Соколов.

«Сегодня скорость работы такова, что каждые 26 секунд за ворота «АвтоВАЗа» выезжает один автомобиль. Конечно же, это удалось сделать благодаря той программе локализации, на которую нас нацеливает президент для достижения технологического суверенитета, тому взаимодействию с Минпромторгом и за прошлый год было локализовано около 1200 различных компонентов, узлов и агрегатов наших автомобилей. Фактически весь тот модельный ряд, который мы выпускаем, по своей сути является ответом на эти вызовы и достижением суверенитета выпускаемой продукции».

Говоря о будущем предприятия Соколов сказал, что на этой неделе был возобновлен выпуск «Лада Веста» с практически новым двигателем объемом 1,8 литра и АКП.

Совет же директоров поставил задачу выпустить 2024 году 500 тысяч автомобилей. В мае с конвейера в Ижевске сойдут восстановленные модификации «Лада Ларгус» с ДВС, а вслед за ними и с электродвигателем. Первую опытную партию «Е-Ларгус» выпустили накануне 2024 года. В третьем квартале на тольяттинском заводе на развивающейся платформе «Веста» начнется производство «Лада Аура», седана бизнес-класса.

 

Уже испытываем собственные инновационные препараты

Генеральный директор компании «Герофарм» Петр Родионов хвалил программу «Фарма 2030». 

«Программа нужна чтобы построить как можно больше технологических производств, которые будут по критическим технологиям будут иметь полный цикл в России. Это абсолютно правильная, последовательная стратегия. И я глубоко убежден, что именно знание и способность создать продукт с нуля, дает нам возможность создавать инновационные продукты».

Такой продукт уже есть, уверяет Родионов – это инсулин сверхдлительного действия.

«В конце 2023 года мы подали заявление на проведение клинических испытаний первого, лучшего в классе инсулина сверхдлительного действия, который является абсолютно инновационным продуктом. Таких продуктов в России еще не зарегистрировано. Весь комплекс испытаний закончен. В этом году, я думаю, в марте мы приступим к исследованиям этого препарата на здоровых добровольцах», - сказал Родионов.

После ухода с российского рынка одного из иностранных производителей, «Герофарм» смог за год воспроизвести его продукт, зарегистрировать и получить первую лицензию на лекарство, которое ушло с рынка.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!