16 июня 2025 14:39
читать 7 минут

Производитель подшипников для зенитных ракет получил право повысить цены на 500%

ФАС России не смогла заставить компанию «ОК-Лоза», занимающуюся выпуском подшипников по гособоронзаказу, снизить цены на свою продукцию для Московского машиностроительного завода «Авангард» (входит в концерн ВКО «Алмаз- Антей»). Производитель доказал, что удорожание подшипников более чем на 500 процентов обусловлено трудоемкостью процесса.

«ОК-Лоза» доказала, что не занимает доминирующего положения на рынке, поэтому вправе повышать цены на свою продукцию без каких-либо дополнительных условий, а времени на производство одного подшипника уходит в пять с половиной раз больше, чем принято было считать раньше. С доводами производителя 5 июня согласился Девятый арбитражный апелляционный суд, он отменил решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о том, что «ОК-Лоза» должен снизить цены для завода «Авангард». У антимонопольного ведомства есть два месяца на обжалование.

Как ранее сообщал Mashnews, спор возник из-за двух моделей подшипников -  900810У ЕТУ 100/5 и  900912 ЕТУ 100/5. К группе «ЕТУ» относятся подшипники, используемые в авиационной промышленности и в изделиях специального назначения. «Авангард» планировал приобрести партию подшипников у «ОК-Лоза» еще в 2021 году, но обнаружил, что цены на продукцию оказались более чем в пять раз выше тех, на которые рассчитывало предприятие.

В «ОК-Лоза» рост цен объяснили пересмотром трудоемкости процесса и сменой держателей конструкторской документации. Дело в том, что изначально производством подшипников занималось предприятие «ГПЗ-2 Тверь» (раньше оно носило название Второй государственный подшипниковый завод). «ГПЗ-2 Тверь» в 2021 году передало «ОК-Лоза» конструкторскую документацию, и когда продукция стала выпускаться под эгидой другой компании, одна модель подшипников подорожала на 526%, вторая — на 591%. В «ОК-Лоза» заявили, что на предприятии повысили зарплату сотрудникам, да и общехозяйственные и общепроизводственные затраты тоже возросли.

Правда, в ФАС, изучая обстоятельства дела, пришли к выводу, что глобальных изменений в производственном цикле не произошло, «ОК-Лоза» получила документацию на изготовление подшипников, никаких доработок не вводила, производство разместила на площадках «ГПЗ-2 Тверь», причем, выпуском продукции по выросшим ценам занимались эти же самые специалисты.

В условиях рыночной экономики вопросы ценообразования могли бы остаться внутренним делом «ОК-Лоза», тем более, что такие же модели подшипников выпускает в России еще одна компания - «ЕПК Самара». Но в «Авангарде» заявили, что использовать продукцию конкурента не могут. В частности, во время судебных разбирательств представители предприятия утверждали, что нет возможности использовать подшипники других компаний для изделий 48Н6 и 40Н6 — это зенитные ракеты производства Машиностроительного конструкторского бюро «Факел».

Также представители «Авангарда» ссылались на позицию Института подшипниковой промышленности ВНИПП, который в свое время и разработал модели подшипников, необходимые предприятию, и якобы еще в 2022 году снял гарантии со всех изделий, в которых применяются подшипники, произведенные всеми компаниями, кроме «ОК-Лоза». Поэтому «Авангард», а затем и ФАС посчитали, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке и пользуется им, завышая цены.

Правда, выяснилось, что продукция «ЕПК Самара» (конкурента «ОК-Лоза») пользуется среди компаний, работающих в рамках гособоронзаказа, популярностью. В частности, среди покупателей оказались Улан-Удэнский авиационный завод, Казанский вертолетный завод, Вертолетная сервисная компания. Более того, 12 тыс. подшипников у «ЕПК Самара» приобрел и сам «Авангард», причем, никаких претензий по продукции московский завод самарским производителям впоследствии не предъявлял. Причем, на «ЕПК-Самара» две модели подшипников, из-за которых и возник спор, начали выпускать еще в 2012 году, в то время, как «ГПЗ-2 Тверь» получил такое право лишь в 2015 году.

Во ВНИПП, когда к ним уже во время судебного разбирательства обратились с запросами, заявили, что готовы сотрудничать со всеми производителями, способными наладить выпуск подшипников определенных моделей и никаких ограничений Институт не устанавливает.

С учетом этого обстоятельства суд посчитал, что доминирующего положения на рынке у «ОК-Лоза» нет.

Неоднозначным оказался и тезис о пятикратном завышении цен. Дело в том, что изначально ФАС изучала только особенности ценообразования на «ОК-Лоза» после получения документации от «ГПЗ-2 Тверь». Однако не исследовалось, не являлись ли заведомо заниженными цены на «ГПЗ-2 Тверь».

В частности, по оценкам ФАС, на производство одного подшипника требуется в среднем 54 минуты. Но проведенная экспертиза показала, что в среднем сотрудники делают один подшипник за пять с половиной часов.

ВНИПП и Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда подтвердили, что действительно процесс производства подшипников занимает именно столько времени. Поэтому и расчет трудоемкости производства, которое легло в основу формирования новой цены на продукцию, признано правомерным.

Стоит отметить, что подшипники таких моделей есть и в открытой продаже. В специализированных онлайн-магазинах стоимость одного подшипника варьируется от 2 до 4,9 тысяч рублей.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!