07 февраля 2025 14:37
читать 10 минут

Прогноз беспилотного будущего: грузовики станут автономными через 10 лет

Четверть грузовых автомобилей на российских дорогах будут беспилотными, это произойдет уже в 2035 году, прогнозируют исследователи. Действительно ли дальнобойщики останутся без работы, а производители перейдут на выпуск грузовых беспилотников?

Минтранс голосует «за»

В февральском исследовании консалтинговой компании «Яков и партнеры» «Робот за рулем: перспективы перехода на беспилотные автомобили в России» утверждается, что через 10 лет более четверти машин-перевозчиков будут обходиться без помощи водителя, а к 2042 году их число составит 80% от всего парка.

С одной стороны, такое заявление звучит слишком смело, с другой – хорошо согласуется как с политикой Минтранса, однозначно голосующего за развитие беспилотного сектора в России, так и с кадровым голодом: на данный момент в стране остро ощущается нехватка водителей-дальнобойщиков, зарплаты которых к тому же растут не по дням, а по часам.

Напомним, в январе стало известно о том, что специалисты Минтранса подготовили поправки к «концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на дорогах», и именно актуализация этого документа должна стать первым шагом к массовому появлению на дорогах России машин-беспилотников.

Авторы исследования «Робот за рулем…» утверждают, что внедрение автономных перевозок облегчит жизнь абсолютно всем: это сократит операционные расходы компаний, уменьшит количество пробок, снизит число ДТП. Звучит хорошо, но как обстоят дела в действительности? Задатки определенно есть, и неплохие.


Скоростные трассы как палочка-выручалочка

«Сейчас во многих странах, включая нашу, возник жесткий дефицит водителей большегрузов, и одновременно с этим родилась совершенно другая модель потребления в виде маркетплейсов. Людей, которые бы все это перевозили, откровенно не хватает», - комментирует редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов. 

При этом у нас есть отличное подспорье в виде двух больших трасс, М11 от Москвы до Петербурга, и М12 от Москвы до Казани, продолжает он. «По этим направлениям запустить беспилотный транспорт будет гораздо проще, чем где-либо еще. Движение здесь полностью бессветофорное, нет населенных пунктов, пешеходных переходов, то есть рисков – абсолютный минимум».

Работы уже ведутся. Главным – и чуть ли не единственным – игроком на пока еще не существующем рынке грузовых беспилотников можно назвать «КамАЗ», который регулярно демонстрирует на выставках образцы таких машин, более того, в тестовом режиме, от хаба до хаба, несколько единиц уже работают на М12. Помимо Камского автозавода разработкой беспилотных тягачей заняты в Navio (бывший SberAutoTech) и недавно продемонстрировали полностью автономный образец. О серийном производстве, впрочем, речь пока не идет, не раскрывается информация и о технологической базе.  

«У нас нет рынка беспилотников»

Наработки есть, заинтересованные в этой теме опытные производители – тоже, есть и трассы, для которых можно легко создать цифровую карту, есть даже реально существующая, готовая к работе техника. И ряд очень весомых «но». Первое: внезапно выпавший снег, сошедшая с дорог разметка, плохое состояние трасс – эти привычные для любого водителя моменты могут поставить крест на автономном передвижении грузовиков, оставив за ними только несколько направлений на всю страну.

Второе: существует множество отчетов, в которых говорится о том, что себестоимость перевозок благодаря использованию беспилотников уменьшается в разы, но нет ни одного отчета, в котором бы содержались сведения о том, сколько же такой грузовик стоит, и заинтересует ли его цена компанию-перевозчика, или же будет дешевле приобрести обыкновенный тягач и нанять для работы на нем нескольких водителей?

Впрочем, не экономикой единой. «У нас нет рынка такой техники, потому что нет самой техники. То, что идет опытная эксплуатация – не в счет, это все «пилотники», там в любом случае находится водитель-инженер, или водитель-оператор, испытатель, можно называть его как угодно. У нас на данный момент не может быть беспилотных перевозок, потому что не позволяет законодательная база и фактические условия эксплуатации», - говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.  

По его словам, прежде чем наладить перевозки даже между Москвой и Петербургом, надо сделать очень многое: «Подумать о заправках, погрузке-разгрузке, и если эти вопросы решены, все равно не получится обойтись без обычных грузовиков: беспилотные машины будут ограничены маршрутом от хаба до хаба – а дальше?».

Собеседник Mashnews указывает на то, что Россия здесь отнюдь не отстающая, не слабое звено и не исключение из правил. Рабочая комиссия в Женеве пока так и не определилась с внесением поправок в европейское законодательство по части автономных перевозок, а в США беспилотный транспорт используется только в качестве эксперимента под тщательным надзором, и то лишь в нескольких городах.

Прогнозы и реальность

Еще одна проблема: непосредственно производство. Оставить любой российский автозавод без импортных комплектующих – и он встанет в тот же день. С «самоходными» грузовиками аналогичная ситуация. «Параллельно надо решать вопросы компонентной базы, часть ее покупная. А строить такие системы на покупной базе – не очень разумное решение», - считает Максим Кадаков.

«Для меня несколько забавным звучит предположение о том, что у нас какой-то грандиозный процент транспорта в ближайшие десять лет станет беспилотным, - подытоживает Алексей Кованов. – Все это напоминает историю 2016 года, когда состоялась презентация обновленного UAZ Patriot, и ульяновские инженеры уверяли меня, что в 2020-м в серию пойдет беспилотная версия этой модели. Мы сейчас с вами уже в 2025 году, и не видели не то что беспилотного «Патриота», но даже «Патриота» с автоматической коробкой передач. Любые прогнозы, которые бы сейчас не делались, крайне далеки от реальности».

В пресс-службе «КамАЗа» запрос Mashnews оставили без комментария.

СПРАВКА MASHNEWS

В сентябре 2024 года компания StarLine начала испытания беспилотного тягача без человека за рулем. Испытания с оператором-испытателем в пассажирском кресле прошли на трассе М11. Грузовик двигался по маршруту от пункта погрузки в Санкт-Петербурге до пункта разгрузки в Москве и обратно, используя нейросети и цифровую модель дороги.

В декабре 2024 года российская компания Navio (бывший SberAutoTech) представила беспилотный магистральный тягач, который соответствует международной классификации L5. Это значит, что он может передвигаться на 100% автономно, без участия человека: в нем в принципе не предусмотрено места ни для водителя, ни для оператора, нет также и привычных органов управления. О технологической базе не сообщается, известно лишь, что машина оборудована целым комплексом радаров, лидаров и камер с углом обзора 360 градусов. На данный момент разработчики Navio L5 приступили к полному циклу испытаний.

А в январе 2025 года на Нижнетагильском металлургическом комбинате запустили в работу отечественные беспилотные грузовики. Два автономных электрогрузовика производства российской компании «ЭвоКарго» перевозят по территории комбината ЕВРАЗ НТМК пробы металла и темплеты стальных заготовок.

В феврале назвали число аварий с участием беспилотных авто в России: за время тестирования, проводившегося с апреля 2022 по ноябрь 2024 года, было зафиксировано 36 ДТП, из них – только два по вине автономных машин.

Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!