12 декабря 2024 11:38
читать 4 минуты

В России разработали полностью беспилотный тягач

Российская компания Navio представила беспилотный магистральный тягач, который соответствует международной классификации L5. Это значит, что он может передвигаться на 100% автономно, без участия человека. Премьера прошла 11 декабря в Москве на международной конференции по искусственному интеллекту AI Journey. В экспертном сообществе новинку считают революционной.

Грузовик получил такое же название, как и соответствующий ему класс автономности: L5. В нем в принципе не предусмотрено места ни для водителя, ни для оператора. Нет также и привычных органов управления. О технологической базе (в частности, шасси и коробке передач) не сообщается, известно лишь, что машина оборудована целым комплексом радаров, лидаров и камер с углом обзора 360 градусов.

«Любые беспилотные технологии оказались намного ближе к реализации, чем мы совсем недавно предполагали. На трассе М11 уже ведутся беспилотные перевозки, они стартовали на трассе М12, и очевидно, что сеть будет только расширяться. То есть, появились магистрали, где можно организовать безопасные для остальных участников движения автономные перевозки грузов», - говорит редактор-эксперт Quto.ru (входит в Rambler&Co) Алексей Кованов, называя Navio L5 «революционной историей».

«Пятый уровень автономности говорит о том, что человек этому грузовику не нужен вовсе, электроника может принимать верные решения в любых ситуациях, - продолжает собеседник Mashnews. – А подлинная революция заключается в отсутствии кабинного модуля – ничего подобного от европейских или азиатских производителей мы не видели. Если сейчас такой проект появится на дорогах, это произведет настоящий фурор».

До сегодняшнего дня отнюдь не бессмысленным был вопрос: «Зачем нам беспилотные грузовики, если в кабине все равно находится оператор, причем именно оператор, а не простой водитель?». Тягач класса L5 решает сразу несколько проблем. Во-первых, сводит к нулю необходимость дополнительной рабочей силы – а дальнобойщики мало того, что в дефиците, но еще и находятся в Топ-5 списка профессионалов, чьи зарплаты за последний год наиболее заметно выросли.

Во-вторых, отсутствие кабинного модуля, вместо которого устанавливается стеклопластиковая маска (под которой «прячется» управляющая электроника), позволяет сэкономить не только на разработке самой кабины, но и на расходе топлива, т.к. «маску» можно сделать максимально аэродинамичной. Экономия также достигается и за счет того, что электроника ведет машину аккуратнее водителя без поправок на человеческий фактор и ненужные обгоны.

А самое главное: такой проект, как L5, легко реализуем. Из необходимых составляющих: автоматическая коробка передач, электроусилитель руля и актуаторы, управляющие тормозной системой. И, к примеру, у флагманского тягача от КамАЗа, модели 54901, уже есть автономные версии. «Вопрос теперь только в себестоимости электроники», - говорит Алексей Кованов. - Но, если исходить из того, что беспилотный транспорт может работать без перерывов в принципе, любые расходы будут оправданы».

На данный момент разработчики Navio L5 уже приступили к полному циклу испытаний.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Navio – новое название компании SberAutoTech, которая была образована в 2021 году Сбером на основе департамента SberDigitalAuto. Этот департамент был создан в 2019 году с целью построения технологической инфраструктуры для развития автомобильных сервисов в экосистеме Сбербанка.
Теги:
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!