28 марта 2025 10:14
читать 7 минут

Проект «Черная Волга»: временное молчание или тихая ликвидация

Китайский автоконцерн Changan завершил переговоры о возможном сотрудничестве с калининградским «Автотором» и перешел к поиску новых партнеров. Одним из них может стать Горьковский автозавод и близкие к нему структуры. Очередное возрождение бренда Volga не за горами? Mashnews искал ответы.

Старый партнер лучше новых двух

Один из крупнейших китайских автопроизводителей по-прежнему заинтересован в производстве своих автомобилей на территории России, но вместо подписания соглашения о сотрудничестве с заводом «Автотор» компания Changan будет искать другую площадку и другого партнера. Такое сообщение появилось 26 марта в блоге экс-главы РОАД (Ассоциации «Российские автомобильные дилеры») Олега Мосеева. Этим «другим партнером» вероятнее всего станет группа ГАЗ, указывает телеграм-канал «Автопоток», основываясь на мнении экспертного сообщества.

Напомним, ранее, в 2024 году, Changan уже вел переговоры с Нижним Новгородом, более того, были официально представлены новые «Волги»: два кроссовера и один седан, все три – перелицованные «Чанганы». Автомобили даже показали премьер-министру Михаилу Мишустину, который не оценил «китайский руль» в российской машине, на этом – в мае 2024-го – история со старой-новой Volga закончилась. Надолго ли?

«Группа ГАЗ, естественно, отказывается от того, что они когда-либо разговаривали с Changan, апеллируя к тому, что сборку китайских «Волг» планировалось создать под крылом совершенно другого юридического лица», - говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. Речь идет о нижегородском АО «Производство легковых автомобилей», принадлежащем Александру Подоплелову, который также является главой АО «Контрактная сборка» - эта компания, в свою очередь, является одной из структур одновременно ГАЗа и ООО «Нижегородские легковые автомобили».

«История началась почти два года назад, и с тех пор мы про возрожденный бренд ничего не слышали. Его не было, и нет. Мы, как журналисты, задаем вопросы, но Changan молчит, «волговская» пресс-служба комментариев не дает», - отмечает Ракитин.

Закрепиться в России

«Чангану» в России в любом случае быть, главный вопрос – в каком виде, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин: «Очевидно, что все крупнейшие китайские игроки либо локализуются, либо должны будут с нашего рынка уйти, потому что импортные автомобили через несколько лет из-за повышения утилизационного сбора будут тотально недоступны для россиян. Про импорт, как вид деятельности, можно будет просто забыть».

Changan в данном случае не исключение, уверен собеседник Mashnews: китайскому концерну в таких обстоятельствах необходимо найти технологического партнера и максимально «локализоваться». «Компания большая, бренд заметный, российский рынок определенно представляет для них интерес», - полагает Шапарин. А самое главное: бренд не только заметный, но, по мнению ряда экспертов, один из лучших, если говорить о китайских автопроизводителях. 

«Начинается производство в России, начинается сборка – если так и произойдет, это однозначно хорошая новость. Особых претензией к этой марке нет, в отличие от многих других производителей из Китая, они не идеальны, но делают неплохие автомобили», - так оценивает очередного «восточного партнера» автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.

По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, Changan «никуда особо не возвращается». «Но это не значит, что такого не может быть. Все ведут переговоры со всеми», - указывает он. Впрочем, недоговоренность с «Автотором» совсем не означает того, что следующую встречу китайцы проведут именно с Группой ГАЗ. Хотя бы потому, что задачи, которые стояли в рамках возможного сотрудничества с калининградским заводом, во многом отличались от тех, что стояли перед так пока и не «ожившей» «Волгой». В первом случае – привычная уже крупноузловая сборка, во втором – полный цикл производства, который, к слову, был намечен на 2025 год.

Перспективы того или иного отверточного производства в России есть всегда, говорит Максим Ракитин, и это касается абсолютного любой марки: «С одной стороны, хотелось бы, чтобы рынок был более насыщенным, с другой, все эти странные появления и исчезновения брендов никакой пользы ему не приносят». Кого именно имеет в виду эксперт, догадаться несложно: новое имя, организация производства в России, буксующие продажи, и фактически крах проекта – всё это совсем недавно проходили на одном из петербургских автозаводов.

Volga К30. Фото: пресс-служба бренда Volga

Проекту быть, но не в этом году

А что же непосредственно Volga? Название не имеет никакого значения, не имеет никакого значения даже китайский «прародитель», считает Ракитин. Главное, по его мнению, - цена. Ведь в нынешних реалиях купить автомобиль непросто, зачастую он обходится дороже квартиры, указывает собеседник Mashnews.

«Скажу коротко. По этому проекту (Volga-Changan – прим. ред.) в Нижнем Новгороде взят режим паузы, режим тишины», - утверждает Максим Кадаков. При этом саму идею на родине ГАЗа не оставили, уверен он. А вот что касается партнеров, привлеченных к ее реализации, то это большой вопрос.

«То, что было год-два назад – одно, сейчас – совершенно другое. Я говорю обо всем. О стоимости заемных денег, о стоимости инвестиций, о реальном спросе на рынке, о перенасыщении рынка. Все очень сложно, за что не возьмись – если мы, конечно, говорим о чем-то серьезном, с локализацией и производством», - говорит главред «За рулем». 

И в любой момент абсолютно все может поменяться.

Одно точно, считает Кадаков: проект Volga не заброшен. «Но это не перспектива 2025 года».

На момент публикации этого материала запрос редакции Mashnews в адрес «Автотора» и российского представительства Changan остается без ответа.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
специальный корреспондент
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!