04 апреля 2025 16:01
читать 15 минут

Правительство ждет от заводов 27 новых видов сельхозтехники, но вряд ли получит

Власти выделят почти 16 млрд рублей на создание новых видов агротехники до 2030 года. Однако заводам сейчас не до развития – в январе продажи в этом сегменте упали на 30%. На некоторых предприятиях уже начались сокращения, и не все доживут до конца года, считают в Росспецмаше.

Правительство России ожидает, что заводы выведут на рынок 27 новых разработок сельхозтехники к 2030 году с помощью господдержки. Для этого в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства добавляют две новые подпрограммы, одна из которых – «Сельскохозяйственная техника и оборудование». Финансирование по ней составит 15,8 млрд рублей. Результатом должно стать появление новых видов техники – в том числе, современных тракторов и опрыскивателей, комбайнов для уборки картофеля и свеклы, техники для содержания и уборки плодово-ягодных культур и виноградников, машин для разбрасывания удобрений, сеялок, систем доения и яйцесортировки.

Однако участники отрасли считают, что властям будет сложно найти желающих включиться в эту работу – из-за резкого падения продаж многие заводы находятся на грани выживания и им не до инвестпроектов.

Аграрии отложили покупку техники на осень

Продажи российской сельхозтехники в январе-феврале упали на 38% к уровню прошлого года.  Ростовская компания «Ростсельмаш», крупнейший производитель комбайнов в стране, заявила о переходе с апреля на четырехдневную рабочую неделю. По словам совладельца предприятия, президента Ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина, крестьяне стали меньше тратить на покупку техники, а государство, которое могло бы поддержать машиностроителей, распределяет субсидии неравномерно, обделяя крупные заводы.

«Сейчас «Ростельмаш» получает гораздо меньше мер поддержки по сравнению с предприятиями среднего размера. И это приводит к тому, что приходится увольнять людей и сокращать инвестиции», - сообщил Mashnews Константин Бабкин.

Он напомнил, что прошлый год стал худшим за последние десять лет в плане продаж, и снижение продолжается. При позитивном развитии событий рынок ждет стагнация, при негативном – дальнейший спад. По мнению генерального директора завода по производству техники для внесения удобрений и химической защиты растений ООО «Пегас-Агро» Светланы Линник, спрос в 2025 году может сократиться еще на 10-12%. И, в первую очередь, пострадают мелкие производителям.

«Безусловно, это может стать очень непростым испытанием для сельхозмашиностроителей. И если у крупных игроков есть некий резерв прочности, то небольшие компании могут сворачивать проекты. В первом квартале 2025 года российские производители констатировали снижение спроса на продукцию. Сохранится ли эта тенденция дальше, зависит от того, каким будет урожай. Многие аграрии заняли выжидательную позицию и отложили обновление парка техники на осень», - прокомментировала глава самарского предприятия.

В то же время, по ее словам, ситуация в разных нишах сельхозтехники не одинакова. Например, опрыскивателей снижение спроса коснулось в меньшей степени. «В этом сегменте объем продаж в 2024 году упал на 5,1%, а некоторые компании закончили год даже с плюсом. В частности, наш завод увеличил реализацию на 13% по отношению к 2023 году», - отметила Светлана Линник.

Директор ООО «Краснокамский ремонтно-механический завод» Дмитрий Теплов считает, что в более выигрышном положении сегодня находятся производители, имеющие несколько направлений бизнеса.

«Более устойчиво себя чувствуют те, у кого есть некая диверсификация – они производят сельхозтехнику и занимаются еще какими-то направлениями, то есть могут переориентироваться на других потребителей. Сложнее будет тем, кто работает только в одной отрасли, потому что здесь идет вопрос и обслуживания кредитов, и загрузки мощностей», - пояснил он.

В любом случае, курс на охлаждение экономики и отсутствие предсказуемости не способствуют развитию бизнеса. Нет никаких предпосылок к тому, что ключевая ставка начнет снижаться и крестьяне вернутся к обновлению своих хозяйств.

«Мы производим кормозаготовительную технику, помогая внедрять новые технологии в молочное животноводство. И видим, что темпы модернизации хозяйств приостановились. А значит, эффективность в отрасли не растет. С одной стороны, Минсельхоз поставил задачу по увеличению производства молока на 5 млн тонн к 2030 году. С другой – непонятно, как это сделать в существующих условиях», - подчеркнул Дмитрий Теплов.

По его словам, если и будут открываться какие-то новые фермы, есть риск закрытия существующих комплексов. И в любом случае, даже при наличии господдержки аграриям придется вкладывать свои средства в развитие, а при нынешней стоимости кредитных денег это почти нереально. Поэтому большинство сельхозпроизводителей не готовы к внедрению инноваций.

Ремонты помогут, но не спасут

При этом необходимость в новой технике у аграриев, безусловно, есть. По уровню энерговооруженности агрокомплекса Россия отстает от многих стран мира, в том числе от соседних Беларуси и Казахстана, отмечают в Росспецмаше. Износ машин и оборудования в хозяйствах растет с каждым годом, а сейчас даже те темпы обновления, которые и так были недостаточными, резко упали. Это может добавить проблем в разгар полевых работ.  

«В целом, в этом сезоне, как и в предыдущих, аграрии сократили закупки техники и рассчитывают на более длительные сроки эксплуатации парка, так как не все могут позволить ежегодное обновление парка. Нельзя исключать простоев в разгар полевых работ, но с российской техникой они будут минимальными», - отметил Андрей Недужко, генеральный директор агрохолдинга «СТЕПЬ» - одной из крупнейших компаний российского АПК, специализирующейся на растениеводстве и молочном животноводстве.

В компании заявили, что наращивают долю российской техники в своем автопарке, поскольку она представляет оптимальное соотношение цены и качества, и регулярно тестируют новые образцы.

«Российские производители быстро подстраиваются под рынок, от сезона к сезону модернизируют технику и устраняют недочеты, если таковые выявлены пользователями», - отметил Андрей Недужко.

По мнению Светланы Линник, состояние парка сельхозтехники колеблется от региона к региону. При этом успешность сельскохозяйственного сезона зависит не только от приобретения новой техники, но и от качества сервисного обслуживания уже приобретенных машин.

«Сейчас производителям как никогда важно грамотно выстроить отношения с сервисными службами дилеров, обеспечить выполнение стандартов сервисных работ, организовать своевременное снабжение запасными частями и консультационную поддержку. В нынешних условиях развитие сервиса должно стать одним из приоритетных направлений для каждого производителя, который хочет сохранить свои позиции на рынке», - подчеркнула руководитель завода «Пегас-Агро».

Дилеры сделают все возможное для того, чтобы минимизировать простои техники в полях, однако это не решает фундаментальной проблемы – техники мало, и она устаревает быстрее, чем обновляется, добавил Константин Бабкин. 

Плюс к этому многие крестьяне все еще не доверяют отечественному производителю.

«Среди российских аграриев всегда были и есть потребители, которые предвзято относятся к технике отечественного производства. После введения санкций и ухода с российского рынка ряда зарубежных брендов, они переключились на опрыскиватели из дружественных стран, в первую очередь из Южной Америки и Китая, несмотря на то, что цена на некоторые модели выросла почти вдвое», - говорит Светлана Линник.

В 2024 году наблюдалось снижение импортных поставок, но при этом упали также объемы продаж на внутреннем рынке. То есть речь идет не о переходе с зарубежных марок на российские, а о падении покупательской способности аграриев, подчеркнула глава ООО «Пегас-Агро».

Бизнес не пойдет в новые проекты

В этих условиях, с учетом проводимой государством кредитно-денежной политики, машиностроители вряд ли будут вкладываться в создание новой техники, считает Президент Ассоциации «Росспецмаш».

«До сих пор правительство призывало нас инвестировать, развиваться, создавать новые модели, и отрасль работала активно на протяжении десяти лет: появились сотни новых машин, углублялась локализация. Но сейчас государство приняло другую политику – начало сокращать меры поддержки и темпы нашего развития. Это уже привело к радикальному сокращению инвестиций, и многие заводы остановили инвестпроекты, которые были ранее намечены. На этом фоне какие-то призывы о разработке новых изделий, боюсь, не будут услышаны бизнесом», - заявил Константин Бабкин.

С ним согласен Дмитрий Теплов – если какие-то предприятия и решат включиться в работу, это будут единичные случаи.

«Сегодня большинство производителей не могут брать на себя такие обязательства. Ведь условием получения субсидий от государства обычно является определенный объем продажи этой разработанной техники. А сейчас сложно что-то прогнозировать. Есть риск того, что коллеги просто не будут этим заниматься», - считает директор ООО «Краснокамский РМЗ».

В бизнесе нет абсолютных гарантий, это всегда риск – тем более, если речь о сельхозмашиностроении, где успех обусловлен массой факторов, многие из которых не зависят от производителя, говорит Светлана Линник.

«Казалось бы, ты сделал хорошую машину, но случилась эпидемия или санкции – и вот логистические цепочки разрушены, связи с поставщиками прерваны, нужно искать новые комплектующие, испытывать их, перерабатывать узлы. Ты зависишь от добросовестности поставщиков, от покупательской способности аграриев, от погоды, урожая, от экономической и политической ситуации», - пояснила директор ООО «Пегас-Агро».

Перспектива – закрытие заводов и увольнения

Растущие цены на сельхозтехнику и дорогие кредиты сдерживают спрос. А тех программ господдержки, которые сегодня действуют, явно недостаточно для наращивания сельхозпроизводства и стабильной работы машиностроителей.

«Рынок сокращается, и понятно, что поддержать именно отечественных производителей техники, чтобы они сохранили или нарастили долю рынка в этих условиях, очень важно. У нас ведь есть хорошие опробованные программы, такие как №1432, и в этом году размер скидки по нашей прицепной технике был увеличен с 10 до 15% - такую скидку мы делаем покупателям. Но вряд ли это сыграет какую-то решающую роль.  Возможно, увеличение до 25% могло бы регулировать спрос на отечественную технику и помочь местным производителям», - говорит Дмитрий Теплов.

А пока той субсидии, что есть, недостаточно, чтобы сохранить объемы и добиться более существенного эффекта, в том числе в конкуренции с импортом, считает собеседник Mashnews.

По словам Константина Бабкина, профессиональное сообщество постоянно выходит с инициативами в правительство, пытаясь направить поддержку государства на развитие реального сектора экономики, но результатов пока нет. И такая политика грозит дальнейшим ухудшением ситуации в отрасли.

«Этот год мы начали с 30% падения по сравнению с итак не очень хорошим прошлым сезоном. Если ничего не изменится, то с таким же темпом пройдем и 2025-й. Это может привести и к сокращению количества заводов, и к тысячным увольнениям. И уже приводит», - заявил президент «Росспецмаш».
Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!