30 января 2023 09:56
читать 10 минут

Пострадавшим на опасных производствах заплатят больше

С 30 марта суммы страховых выплат пострадавшим от аварий на опасных производствах вырастут в полтора раза. Жизнь одного человека оценили в 3 млн рублей. При масштабной аварии, если пострадавших не меньше трёх тысяч, максимальная выплата составит 9,75 млрд рублей. Однако обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов покрывает не все случаи и остаётся источником сверхприбыли для страховых компаний.

Стоимость жизни неодинакова

Владельцы опасных производственных объектов с 2012 года обязаны страховать свою ответственность. Эта система, как и другие обязательные страховки (ОСАГО и страхование ответственности перевозчиков), призвана предупредить риски для владельцев источников повышенной опасности. В случае техногенной аварии и иных происшествиях потерпевшим гарантируется выплата компенсаций.

К опасным объектам относятся предприятия, работающие с расплавленным металлом, вредными и самовоспламеняющимися веществами, имеющие производства, в которых применяются прессы, механизмы для подъёма грузов и т.д.

Всего на 1 октября 2022 года в России действовало 154 900 договоров страхования опасных производственных объектов (ОПО) на сумму 2,4 трлн рублей.

Действующий федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» определяет максимальные суммы выплат пострадавшим. Например, причинённый гражданам в результате аварии материальный ущерб сейчас возмещается в пределах 500 тысяч рублей, юридическим лицам — до 750 тысяч.

29 декабря 2022 года президент РФ подписал изменения в этот закон. Поправки увеличили суммы выплат пострадавшим в полтора раза. Они вступят в силу 30 марта этого года.

В результате при аварии на опасном объекте, в которой пострадало более 1500 человек, максимальные выплаты составят 1,5 млрд рублей (сейчас — 1 млрд), если пострадавших от 300 до 1500 человек — 750 млн рублей (было 500 млн) и т.д.

Стоимость жизни одного человека оценили в 3 млн рублей (сейчас — 2 млн). Эту сумму получат наследники погибших в промышленных катастрофах и оставшиеся в живых пострадавшие, ставшие инвалидами I группы.

Компенсацию в 2,1 млн рублей выплатят получившим вторую группу инвалидности, 1 млн — ставшим инвалидами третьей группы. В специальных таблицах перечислены и все виды травм. Например, сотрясение головного мозга оценивается в 90 тысяч рублей, потеря трёх зубов — в 150 тысяч.

До 300 тысяч рублей потерпевшие вправе получить в качестве компенсации за «нарушение условий жизнедеятельности» (переезд в другую местность из-за невозможности проживать в своём жилье и иные неприятности).

Повышение сумм компенсаций по страхованию ответственности ОПО авторы поправок (группа депутатов Госдумы) объясняют инфляцией, которая за десять лет действия закона обесценила выплаты. Одобряя эту инициативу, парламентарии и сенаторы констатировали, что повышение лимита «направлено на решение задачи оказания поддержки и защиты интересов семей работников, занятых на опасных производствах».

В итоге новая «стоимость жизни» погибших в техногенных катастрофах стала самой высокой относительно других видов страхования. Так, жизнь пассажиров общественного транспорта (в том числе воздушного) законодательно оценена в 2,25 млн рублей, пострадавших в ДТП пассажиров и пешеходов — в 500 тысяч рублей (по ОСАГО). Повышение этих лимитов не обсуждается.

Компенсации достаются не всем


© Алексей Куденко / Sputnik

Действующее законодательство гарантирует потерпевшим выплату возмещения, даже если владелец опасного объекта проигнорировал обязанность застраховать свою ответственность, а также если виновник аварии оказался банкротом или не был установлен. В этом случае компенсация выплачивается за счёт специального фонда Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

Правда, практика реализации такого права пострадавшими остаётся противоречивой. Например, серьёзный взрыв и пожар произошёл в 2016 году на автомобильной газозаправочной станции в Кизляре. По факту инцидента было возбуждено уголовное дело, семью Руденко признали потерпевшими. Выяснилось, что владелец АЗС — индивидуальный предприниматель Абдуллах Гасанов, от обязательного страхования своей ответственности уклонился. А НССО отказался выплачивать компенсацию под предлогом отсутствия акта технического расследования.

Районный суд, в который обратились потерпевшие, взыскал в их пользу 1,3 млн рублей — стоимость поврежденного имуществу и за нарушение условий жизнедеятельности. Но из-за отсутствия медико-социальной экспертизы суд отклонил требования о компенсации вреда, причиненного здоровью Ирине Руденко, получившей серьёзные ожоги. В свою очередь апелляционная коллегия признала медицинские документы из больницы достаточным доказательством и предписала выплатить пострадавшей ещё 700 тысяч рублей.

Другая судебная история: кировчане Юрий и Вера Миронова не смогли получить возмещение за погибшего сына. Его смерть стала следствием действий человека, управлявшего автокраном. Этот кран принадлежал физическому лицу (Бакулину Д.В.), эксплуатировался другим физическим лицом (Скопиным Е.В.) на основе договора аренды. Скопина признали виновным и осудили на два года лишения свободы.

Отказывая в выплате компенсации, НССО указала на отсутствие обязанности частных владельцев опасных производственных объектов страховать свою ответственность (полисы должны приобретать только юридические лица и индивидуальные предприниматели). Суды признали такой отказ законным. Не усмотрел противоречий и нарушений прав потерпевших и Конституционный суд России.

100 берём, 13 отдаём


Статистика Банка России свидетельствует, что из полученных от владельцев опасных объектов страховых премий страховщики выплачивают пострадавшим всего 13,5% (т.е. из 100 полученных рублей 86,5 остается у них). Возможно, поэтому повышение страховых тарифов пока не ожидается.

«Процент выплат остаётся очень невысоким (в 2022 году по нашей компании — 8%). Это объясняется в том числе низкой культурой восприятия страхования в стране и ограниченной ответственностью владельцев опасных объектов», — пояснила MASHNEWS Марина Зюганова, управляющий директор по имущественным видам страхования компании «Ренессанс страхование».

Страховые компании идут навстречу владельцам опасных объектов и применяют специальный коэффициент, позволяющий снизить стоимость полиса до 40%. «Кроме того, »тарифная вилка« предоставляет страховщику огромное пространство для учёта особенностей каждого объекта», — говорит Марина Зюганова.

По мнению страховщиков, обязанность приобретать полис стимулирует владельцев производств повышать уровень их технической безопасности.

Большинство опрошенных крупных владельцев ОПО (в том числе «Норильский никель», «Фосагро», «Северсталь», «Силовые машины» и другие) уклонились от комментариев. Неофициально представители некоторых компаний не скрывали негативного отношения к обязательному страхованию, считают его обременительным и неэффективным.

Страхование ОПО не покрывает многие серьёзные риски, в том числе экологические. Например, возмещение причинённого природе вреда в результате разлива дизельного топлива из лопнувшего резервуара ТЭЦ под Норильском превысило 200 млрд рублей. Ущерб покрыл владелец ТЭЦ — «Норильский никель». Это, говорят комментаторы, пример неэффективности системы страхования. По логике, полис должен защищать собственника ООП от всех или как минимум от самых существенных убытков. Но в случае такой аварии миллиарды приходится тратить не страховщикам, а собственникам производства.

Иной позиции придерживаются в ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Кроме обязательного это предприятие заключает договоры добровольного страхования ответственности. Однако его примеру последовал только каждый трёхсотый владелец ОПО.

СПРАВКА MASHNEWS:
По 100,9 тысячам договоров обязательной ответственности, заключённым в первом полугодии 2022 года, владельцы ОПО заплатили страховым компаниям 1,266 млрд рублей. Выплаты страховщиков составили 171 млн рублей.

Павел Нетупский для MASHNEWS

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ: