21 сентября 2023 17:27
читать 10 минут

Под беспилотники выделили зону полета, которая большинству не подходит

У российских гражданских беспилотников появился выделенный диапазон частот - с 5030 МГц до 5091 МГц. Чиновники пытались согласовать более широкий частотный спектр, но их ограничили военные. Эксперты удивленно разводят руками – большей части беспилотников этот диапазон не подходит. 

Фото: Pixabay

Непопулярные ориентиры

Гражданским беспилотникам выделили частоты для полетов. Выпущено постановление Правительства РФ, согласованное с Минцифрой. Министерство уже провело совещание, посвященное такому важному событию в отрасли.

Получается, что гражданским беспилотных воздушным судам (БВС) выделили собственное жизненное пространство - если забыть о том, что в большинстве регионов, в связи с атаками украинских БПЛА на РФ, полеты любых дронов запрещены (скорее всего, просто, чтобы не пугать людей, так как БПЛА противника запрет на соблюдают). 

Жизненное пространство ограничивается частотами от 5030 МГц до 5091 МГц. 

Недавно MASHNEWS писал про операторов боевых дронов, которые на Новгородской сходке рассказывали как прошивать БПЛА. Один из способов антиспуфинга (противодействия перехвату дрона) - смена частот на нестандартные. Такие модификации можно делать кустарно. Там же показали, в каких основных частотах работают самые распространенные дроны, а в мирных городах использоваться будут именно такие и перепрошивать их не будут. 

Одни из самых доступных – EVO (в данном случае EVO II dual 640T V3) (Китай) летают в следующих диапазонах: 

  • 900 – 927 МГЦ
  • 2.4 – 2.49 ГГц
  • 5.73 – 5.99 ГГц
  • 830 – 860 МГц
  • 4.85 – 4.975 МГц
  • 5.15 – 5.5 ГГц

Самые популярные DJI (производит Mavic, Air, Mini) летают на трех основных частотах: 

  • 2.4 ГГц
  • 5.1 ГГц (5170 – 5250)
  • 5.8 ГГц

Как видно, ни один из самых массовых дронов не предназначен для частот, выделенных Минцифры. 

Замдиректора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков говорит, что частота международная. На первичной основе ее выделяли под БАС еще в 2012-м году (но не в России, Россия сделала первый шаг).

«Сейчас в Российской Федерации нет полностью готовых решений для работы с беспилотными воздушными судами в этом диапазоне. В принципе, любой беспилотник, благодаря дополнительному оборудованию, можно настроить или адаптировать для того или иного диапазона. Тоже относится и к любой беспилотной инфраструктуре. Вопрос лишь в том, сколько средств и времени уйдет на разработку отечественного решения и его внедрение. И как оперативно смогут подстроиться под новые условия поставщики дронов из дружественных стран. Так что после вчерашнего решения отрасли предстоит переходный период. Либо диапазон будет дополняться», - говорит первый заместитель генерального директора и сооснователь компании «Флай Дрон» Александр Каниовский. 

«Часть беспилотников сейчас используют открытые частоты вроде 868 МГц, 2.4 МГц, это то, что разрешено использовать всем. Любую частоту можно перегрузить, некорректно ее используя. Чтобы этого не произошло, частоты распределяются, выделяются для конкретных целей, и для других их использовать нельзя. И даже так их можно перегрузить, если самолетов летает очень много – много запросов, много ответов. Для этого придумывают разные методы эффективного использования диапазона частот», - говорит заместитель директора НИЦ «Аэроскрипт» Андрей Яблоков.


Фото: Pixabay

В угоду оборонке

Эксперты, знакомые с обсуждениями Минцифры, Росавиации и прочих ведомств, привлеченных к работе с дронами в РФ, говорят, что столь неудобный диапазон – требование военных. 

«Изначально участники рынка запрашивали более широкий спектр частот, но, очевидно, он был сокращен властями в интересах оборонного ведомства», - объясняет Каниовский.
«Чем больше выделена полоса частот, тем шире дорога для беспилотников, тем больше в зоне действия одной базовой станции их может находиться. Частоты строго сегментированы, они – вторая нефть, они очень дорогие. Частоты 5030-5091 – для сертифицированных беспилотников. Условный Mavic на эту частоту ставить не рекомендуется. Это как сделать скоростную магистраль, но пустить на нее самокаты. Представьте беспилотный Airbus, с пассажирами, вот эта частота для таких. Один из первых шагов, чтобы такое было возможно массово – выделенный диапазон частот. В этих постановлениях неясно, для кого он выделен, ощущение, что для всех беспилотников, но это не совсем так, - считает Андрей Яблоков. 

Другие эксперты отмечают, что при обсуждении этого вопроса была заложена проблема борьбы с беспилотниками. 

«У нас есть военный фактор, да и в целом частоты силовых ведомств», - говорит генеральный директор компании по обеспечению безопасности полётов RunAvia Андрей Патраков. 

В этом контексте напрашивается тема упрощения борьбы с БПЛА. На фоне того, что им запрещено летать, их надо сбивать, а у противодроновых ружей и систем ограниченный диапазон. Силовикам удобно делать системы противодействия, заточенные под конкретный диапазон частот, в том чсиле и потому, что на противодроновых ружьях каждой частоте соответствует одна кнопка, а их на стволе разместить можно не так много. 

«Чтобы говорить о проблеме антидронов, надо разобраться с регулировкой дронов. Если все будут на одной частоте, можно и всех блокировать, иметь возможность закрыть кран единый», - добавляет Патраков. 

Он напоминает, что систему регулирования беспилотников гражданского сегмента взялись разработать еще в 2015-м году, а воз и ныне там. 

Зарубежную практику скопировать, впрочем, не получится. У каждой страны своя радиочастотная специфика и придется думать самим.

«В мире еще не определились, по каким стандартам это делать. Даже если будет рекомендованная мировая практика, то в каждой стране всё будет индивидуально. Исходить будут из радиочастотного состояния страны. В каждой есть свои частоты для разных отраслей, в том числе для большой авиации. Плюс есть приграничные территории, где нужно учитывать и свои и чужие частоты», - говорит Патраков. 

А воздействие даже простого противодронового ружья на маленький (до 30 Кг) беспилотник может оказать пагубное влияние на электронику самолета, пролетавшего неподалеку. 



Если убрать подводные камни

Собеседники MASHNEWS, однако, говорят, что есть и плюсы в том, что для беспилотников определили хоть какую-то частоту. 

«Главный плюс заключается в том, что, благодаря выделенному диапазону частот, беспилотники и другая техника, для функционирования которой используются радиоканалы, не будут друг другу мешать, создавать помехи. Соответственно, повысится безопасность полетов, минимизируются риски потери управления беспилотными авиасистемами, они не будут конфликтовать с большой авиацией. А прочая аппаратура в свою очередь будет работать стабильно», - уверен Александр Каниовский.

Андрей Яблоков отмечает, что выделение частоты это только первый шаг и дальше предстоит мнго работы по развитию инфраструктуры

- Дальше должен быть стандарт: системные требования и требования на техническое оборудование. Частоту выделили, а регламента нет: вот я, например, разработчик – могу я под себя всю частоту забрать? Наверное, нет. Это надо регулировать. Далее нужно расставить сеть станций контроля и управления, легализовать их излучение, отмечает он.

При этом опасности перегрузить частоту, если вдруг в небо запустят сразу все беспилотники, нет - слишком мало БПЛА в России в принципе. 

«Перегрузок выделенных частот не ожидается, имеющееся в стране число беспилотников в отведенные рамки укладывается. Bх будет проще контролировать», - говорит эксперт. 

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Специальный корреспондент