Первым гражданским заказом создаваемого единого проектного офиса судостроения станет отечественный танкер-газовоз
Научно-исследовательский центр (НИЦ) им. Крылова, который создается на базе нынешнего ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (Крыловский ГНЦ), до конца 2025 г. сформирует основные направления своей деятельности.

Основанный в 1894 г. Крыловский ГНЦ является одним из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Мореходный бассейн. Иллюстративное фото: Крыловский ГНЦ.
Основной задачей Крыловского ГНЦ в новом статусе станет создание научно-технического задела для кораблестроения и судостроения, рассказал изданию «Ведомости» гендиректор Центра Дмитрий Новиков. Он отметил, что сейчас Крыловский ГНЦ находится в тесной кооперации с другими проектно-конструкторскими бюро, такими как ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБМ «Малахит». Все они входят в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК; передана в доверительное управление ВТБ указом президента Владимира Путина во второй половине 2023 г.).
Еще одной функцией НИЦ станет разработка проектной документации для технически сложных судов, а также обеспечение создания всего необходимого судового комплектующего оборудования, уточнил топ-менеджер.
Комплекс больших испытательных машин. Иллюстративное фото: Крыловский ГНЦ.
Сейчас в состав Крыловского ГНЦ входят ЦКБ «Балтсудопроект», НИИ «Лот» – головная судостроительная организация по стандартизации, сертификации и метрологии, а также центральный НИИ судовой электротехники и технологий.
О подготовке указа президента по созданию НИЦ судостроения им. академика Крылова на базе Крыловского ГНЦ говорил в июне 2025 г. помощник главы государства, председатель Морской коллегии Николай Патрушев. Ранее он отмечал, что российское судостроение на фоне роста потребности в специализированном флоте, в том числе для Арктики, нуждается в повышении эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и обновлении научно-экспериментальной базы.
Как пояснял Патрушев, НИЦ судостроения станет аналогом Курчатовского института в атомной промышленности и Института им. Н. Е. Жуковского в авиации. Таким образом, речь идет о создании головной организации, которая будет определять научно-техническую стратегию всей отрасли. По аналогии с этими институтами Крыловский НИЦ сосредоточит у себя фундаментальные исследования, координирующую функцию и ключевую экспериментальную базу, обеспечивая создание сложных проектов под ключ.
Маневренно-мореходный бассейн. Иллюстративное фото: Крыловский ГНЦ.
Процесс преобразования в НИЦ не будет быстрым и потребует создания новых объектов и модернизации существующих экспериментальных баз, говорит Новиков. Что именно нуждается в модернизации, будет определено после утверждения правительством направлений деятельности нового НИЦа, добавил топ-менеджер.
С 2024 г. Крыловский ГНЦ занимается среди прочего разработкой отечественного танкера-газовоза для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) по Севморпути по заказу Минпромторга. Этот проект станет первым гражданским заказом для НИЦ в новом статусе, пояснил Новиков.
Согласно техническому заданию Минпромторга, танкер-газовоз будет представлять собой крупнотоннажное судно максимального ледового класса Arc7 длиной около 305 м и шириной 50 м с автономностью плавания до 40 суток. Экипаж составит до 56 человек с учетом временного персонала для прохождения Суэцкого канала.
Подробнее на сайте vedomosti.ru