Прямые продажи автомобилей: производители не готовы
Правительство утвердило Национальный план развития конкуренции на 2026-2030 годы, в котором, среди прочего, говорится о развитии «прямых продаж» автомобилей. Это не только фактически устранит с рынка дилеров, но и вызовет ряд проблем как у покупателя, так и непосредственно заводов, уверены эксперты.

Чиновники против дилеров
В начале октября на сайте правительства было опубликован документ, предписывающий утвердить Национальный план развития конкуренции на 2026-2030 годы. Он, в частности, затрагивает автомобильную промышленность и автомобильный рынок. Дословно, в числе запланированных мероприятий: «Проработка комплекса мер, направленных на недискриминационный доступ потребителей к автотранспортным средствам, обеспечение развития прямых (онлайн) продаж автотранспортных средств населению».
Фактически это решение в пользу маркетплейсов, но совершенно точно не в пользу автодилеров. Участники рынка среагировали немедленно. Как сообщил 16 октября телеграм-канал «Автопоток», бывший президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев заявил буквально следующее: «Мечтать про прямые продажи можно сколько угодно, но производители к этому не готовы технологически. И еще очень долго будут не готовы».
Для автозаводов это означает только одно: огромное количество лишних действий и лишних расходов. И решаться эти проблемы будут за счет конечного покупателя.
Заменить сложившуюся структуру ее отсутствием
Эксперты почти единогласно считают идею чиновников совершенно нелогичной, более того, технически нереализуемой. «У маркетплейсов есть свои парковки, стоянки, зоны подготовки автомобиля, зоны выдачи? – задается вопросов главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. – Очевидно, что нет».
Собеседник Mashnews, по его словам, не видит реальных механизмов, при помощи которых можно было бы сделать так, чтобы онлайн-площадки обходились без участия дилеров. «Помимо всего прочего, автомобиль – это товар строгой отчетности», - напоминает Кадаков.
«Дилер – это целая структура. Это и сервисное обслуживание, это и продажи автомобилей, это и гарантийные случаи. Кто будет заниматься гарантийным обслуживанием, проводить ТО? – говорит автоблогер и автоэксперт Артем Зайцев.- У нас должны быть точки приема, площадки, где эти автомобили будут загружать с фуры, потом его надо помыть, провести предпродажную подготовку – кто это будет делать? Кажется, такие идеи выдвигают люди, которые в этой структуре никогда не работали».
По словам Зайцева, в таком случае все может вернуться во времена 90-х, когда люди приобретали машины напрямую у автозавода. «Они ехали, покупали машину, и двигались из условного Тольятти в свои города, в Омск, Новосибирск, Сургут, Иркутск. Сейчас все отлажено, все работает. И ввести схему «прямых продаж» - значит, шагнуть в прошлое», - утверждает эксперт. К чему не готов ни покупатель, ни производители – ни тем, ни другим это просто не нужно, и означает для обеих сторон лишь рост расходов.
Машины не подешевеют
Предлагаемая схема совершенно точно не сделает новый автомобиль дешевле. «У нас есть какое-то ложное представление, что если дилера из цепочки убрать, то машины подешевеют. Хочется спросить: а почему? Если вы привозите автомобиль на региональный склад, значит, как минимум, должен быть этот склад. Дальше тянутся следующие вещи. Склад – это территория, охрана, помещение. Машина – технически сложный товар, его надо подготовить, значит, какие-то процедуры провести, что-то проверить. Кто это будет делать, кто будет за это платить?», - говорит Максим Кадаков.
Главред «За рулем» напоминает, что у «АвтоВАЗа» есть дилеры, которые принадлежат непосредственно «АвтоВАЗу». Доступнее, чем у сторонних продавцов, представленные у них «Лады» не становятся, прайс-лист формирует сам завод.
Главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин считает, что дело также и в российском менталитете. «Соглашусь с господином Мосеевым, что сейчас и в ближайшей перспективе у производителей таких технологий нет. У нас многие пытались заниматься прямыми продажами, в свое время и сбежавшие из России Renault, потом Chery – вплоть до «телемагазинов». Но эта история не сработала, и здесь все дело в том, что такие идеи никак не согласуются с менталитетом российского покупателя».
Покупатель готов платить деньги за виртуальную покупку, только если это что-то не очень серьезное и не очень дорогое, уверен собеседник Mashnews, от телефона до тостера. «Что касается покупки машины за 5 млн рублей, то здесь человек в любом случае должен прийти в салон, посмотреть, пощупать, прокатиться, и только после этого он примет решение».
Впрочем, есть и альтернативное мнение. «Люди выбирают «картинку», выбирают по обзорам, продажники играют все меньшую роль, машина становится товаром все более стандартизированным: здесь возможно сравнение с гаджетами и их покупкой – магазины для этого не нужны», - считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Кому это выгодно
Но, хоть онлайн-продажи и показывают рост, он не очень велик, поэтому предполагать, что сбыт транспорта уйдет по большей части именно в этот сегмент, было бы слишком оптимистично, полагают эксперты. И в любом случае маркетплейсы не располагают возможностями проведения гарантийного ТО. «Сами автопроизводители оценивают долю онлайн-продаж на уровне 12-15% в 2030 году. Мы солидарны с таким прогнозом», - сообщили Mashnews в пресс-службе Wildberries.
Фактически, уверен Максим Ракитин, на место одних дилеров придут другие, только называться они будут по-другому. В конце концов, кто-то должен организовывать шоу-румы, наполнять склады, заниматься техобслуживанием – производителю в любом случае придется нанимать для этого сторонних специалистов.
«Мы начинаем переформатировать сложившуюся схему, прекрасно понимая при этом, что наш рынок как никогда слаб – сейчас он чувствует себя куда хуже, чем когда-либо, - отмечает эксперт. – Тогда для чего это делается? Борьба за конкуренцию? Кого и с кем?».
Кто заинтересован в правительственной инициативе, сказать сложно: текущая схема полностью устраивает отечественные заводы, а параллельный импорт – совсем другая история, не говоря уже о том, что с новыми ставками утильсбора он вскоре будет практически упразднен.