Первые в России: в Подмосковье будет налажен выпуск автоматических коробок передач
Отечественные производители всерьез взялись за производство одного из важнейших автомобильных узлов – автоматической коробки передач. Массовый выпуск АКПП планируется наладить силами частного предприятия в Московской области, параллельно с этим идет обкатка «автомата» от Aurus на городских автобусах.

Чем больше, тем дешевле
Российской автоматической коробке передач – быть. И если первопроходцем в этом плане стал «президентский» Aurus, то массовое производство планирует наладить компания, не имеющая отношения к госструктурам. Об этом в своем телеграм-канале 20 мая сообщил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. «Уже готовы производственные помещения, в которых будут вести монтаж оборудования», - сообщает он.
Речь идет о 6-ти и 8-ступенчатых коробках классического образца – гидромеханических. Никаких «роботов» и «вариаторов». Локализация предполагается максимальная: партнеры обеспечат производство корпусов, электронных модулей управления и ряда механических деталей. Стоимость будет зависеть исключительно от масштабов сборки, считают эксперты.
«У нас такого не было вообще никогда. То, что производилось, – производилось весьма условно, десятками в год: для «Чаек», «ЗИЛов», и так далее. Фактически это было такое крафтовое производство, - говорит главный редактор Quto.ru (входит в Rambler&Co) Максим Ракитин. – Хотелось бы думать, что история с АКПП получит развитие, и они выйдут на определенный объем продаж. Чем больше будет делаться таких коробок, тем дешевле они будут стоить».
Убрать зависимость от импорта
Компания-инициатор проекта не называется: «Как всегда, когда речь идет о большом проекте, у нас стараются не выносить информацию до момента, пока все заработает, - пояснил Mashnews Максим Кадаков. – Но если все пойдет по плану, то пойдет довольно быстро, ждать недолго».
Проект важен не только как своего рода прецедент в истории российского автомобилестроения, уверен Максим Ракитин, но и как яркий пример очередной вехи на пути к «технологической независимости», о необходимости которой говорится на высшем уровне. «Независимости в том числе и от восточных партнеров. Да, мы с ними дружим, но дружим иногда не в свою пользу, кроме того, прекрасно понимаем, что риск вторичных санкций никуда не исчез», - говорит эксперт.
Главное, считает собеседник Mashnews, «чтобы это не ограничивалось прикручиванием уже собранной коробки к картеру», потому что в таком случае производство ничем не будет отличаться от псевдороссийских автомобилей, «сборка» которых весьма условна и обыкновенно ограничивается установкой колес.
«Сейчас очень многие вспоминают 7-ступенчатую коробку производства КATE, которую даже сертифицировали для «Лады». Но ее не смогли производить в больших количествах. «Аурус» - это одно, а массовый сегмент – совсем другое, - отмечает Ракитин. - АвтоВАЗ собственную АКПП – при наличии производственных мощностей, НИОКРов и прочего - оценивает в 50 миллиардов рублей. Здесь вложения будут примерно такими же. А финальная стоимость – зависеть от объемов производства и количества импортных комплектующих. Чем больше объемы и чем меньше импорт, тем дешевле будет стоить деталь».
С лимузинов на автобусы
Любопытно, что параллельно с новостью о начале сборки «автоматов» в Подмосковье стало известно о том, что АКПП от автомобилей Aurus проходят обкатку на городских автобусах «НефАЗ» (автобусы производит ПАО «НефАЗ», которое входит в группу «КАМАЗ»). Первоначально в экспертном сообществе эту информацию посчитали «уткой», однако она в итоге оказалась достоверной, сообщает «За рулем».
Что общего у правительственных лимузинов и обычных рейсовых «НефАЗов»? Оказывается, вес. «Эта коробка изначально рассчитана на очень тяжелую машину. Вес у бронированного «Ауруса» огромный, что у седана, что у минивэна. Сейчас решено перейти к более крупным объемам ее производства, и тут пассажирский транспорт подойдет как нельзя лучше», - говорит Максим Кадаков.
По его словам, АКПП Aurus можно смело назвать отечественной разработкой. «Она спроектирована нашими специалистами. Компания – КATE – наша, один из инициаторов проекта – Максим Нагайцев, который когда-то работал на АвтоВАЗе», - отмечает главред «За рулем». А вот в том, что касается уровня ее локализованности, все не так однозначно:
«Сначала многое привозилось, потом начали лить уже и корпус, и делать многие компоненты. Дело в том, что при небольшом объеме производства нет смысла локализовывать некоторые детали, тут проблема не в том, что «не хотим», а скорее в том, что «не можем». Но в целом эта коробка – наша», - отмечает эксперт.
Не исключено, что в случае удачного теста на автобусах, в России появятся сразу две полностью отечественные АКПП, и аурусовская будет одной из них.
Напомним, что на сегодняшний день «автоматы», которыми оснащаются автомобили Lada, на деле представляют собой вариаторы китайского производства, аналогичное происхождение будет у автоматической коробки, которую планируют ставить на UAZ Patriot.