19 июля 2024 16:55
читать 10 минут

Отечественные предприятия научились делать катализаторы для нефтепереработки. Но без Ирана не обойтись

Иран за год поставил в Россию 500 тонн катализаторов для нефтепереработки. Одновременно российские компании объявляют о разработке все новых отечественных альтернатив импортной продукции. Чиновники уверяют, что Россия вот-вот полностью обеспечит себя собственными катализаторами, а затем начнет поставлять их на экспорт. Mashnews разбирался в российском рынке катализаторов.


Катализ снаружи и изнутри

Катализаторы, использующиеся в нефтепереработке и химпроме, одними из первых (еще в мае 2022 года) попали под санкции Запада, что заставило Россию активизировать работу по импортозамещению в этом секторе.

Все это время российские компании продолжали разрабатывать отечественные альтернативы импортным катализаторам, работа ведется и сейчас. Так, 15 июля «Роснефть» сообщила о создании нового поколения катализаторов гидроочистки бензиновых фракций, первая партия уже поставлена на нефтеперерабатывающее предприятие «Башнефть-УНПЗ».

Тем не менее пока собственных катализаторов РФ не хватает, и она продолжает их импортировать.  По итогам прошлого финансового года (с 21 марта 2023 г. по 20 марта 2024 г.) Иран поставил в РФ 500 тонн катализаторов для нефтепереработки. Об этом 11 июля заявил глава иранской National Petrochemical Company Мортеза Шахмирзаи агентству Mehr.

Для России особенно важны катализаторы, использующиеся в нефтепереработке (они выступают расходниками для 95% нефтеперерабатывающих технологий).

На начало 2022 г. общее годовое потребление катализаторов в РФ достигло 20 тыс. тонн, причем зависимость от импорта составляла 70-80%, а по отдельным категориям - до 100% (оценка Института национальной энергетики). Спрос на наиболее востребованные виды катализаторов (для каткрекинга, гидрокрекинга и гидроочистки) на тот момент составлял 18 тыс. тонн, причем 12-12,5 тыс. тонн приходилось на каталитический крекинг.

В 2022 году катализаторы попали под санкции Запад, и компании из недружественных стран прекратили поставки. Это послужило драйвером для развития собственных производств катализаторов в РФ.

В апреле 2024 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что Россия уже на 70% обеспечивает собственные потребности в катализаторах для нефтепереработки.

«При этом есть позиции, освоение которых еще предстоит: это катализаторы гидрокрекинга, риформинга с непрерывной регенерацией и платиновые катализаторы для гидроочистки дизельного топлива; общий объем потребности в них составляет 1200 тонн в год», - сказал министр, добавив, впрочем, что к 2026 году РФ не только на 100% закроет собственные потребности, но и начнет экспорт катализаторов.

По данным Росстата в целом по России производство катализаторов (без детализации по видам) за январь  - май 2024 года составило 8,96 тыс. тонн и может оцениваться на уровне 21,5 тыс. тонн в год.

СПРАВКА MASHNEWS

  • Катализаторы в процессе нефтепереработки ускоряют каталитический крекинг, гидрообессеривание, гидрокрекинг, гидродеароматизацию и риформинг. Наиболее востребованы катализаторы каткрекинга, гидроочистки и гидрокрекинга.
  • Катализаторы состоят из глиняной основы, пропитанной растворами солей металлов, и выглядят как гранулы. Чаще всего катализаторы содержат платину, палладий и родий. Также встречаются катализаторы на основе золота, серебра, висмута, кобальта, никеля, ванадия, хрома и алюминия.

С нефтепереработкой все в порядке

Генеральный директор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» (НААНС-Медиа) Тамара Сафонова указывает, что программа импортозамещения оказала прорывное влияние на развитие российских мощностей по производству катализаторов. 

«Процесс  импортозамещения катализаторов для нефтепереработки и нефтехимии проходит  в целом успешно, выпуск катализаторов уже осуществляется на базе нескольких российских предприятий», - говорит эксперт.

Так, ООО «Газпром нефть-каталитические системы» анонсировало запуск мощностей  на 15 тыс. тонн в год катализаторов  крекинга, 2 тыс. тонн в год катализаторов  гидрокрекинга и 4 тыс. тонн в год катализаторов гидроочистки, которые  могут закрыть потребности внутреннего рынка.

Помимо этого производит катализаторы «Роснефть»: на «Ангарском заводе катализаторов и органического синтеза» (мощность 600 тонн в год катализаторов риформинга и изомеризации бензина), на предприятии «РН-кат» (4000 тонн катализаторов гидроочистки) и на «Новокуйбышевском заводе катализаторов» (мощность установки по регенерации катализаторов 4000 тонн в год).

Кроме того, производителями катализаторов в России являются:  «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов» (производит, а частности, компонент катализатора для FCC и гидрокрекинга, микросферические катализаторы каталитического крекинга) и  Салаватский катализаторный завод.

По словам Тамары Сафоновой, анонсированный потенциал  новых заводов по производству катализаторов в России - при условии их выхода на полную мощность -  могут закрыть потребности не только российского рынка, но и обеспечить экспортные поставки.

 

Проблемы спирта

Химическая промышленность также напрямую зависит от катализаторов, так как более экологичные и ресурсосберегающие каталитические процессы повсеместно пришли на смену обычным. 

Последние 20 лет Россия почти полностью зависела от зарубежных поставок катализаторов.  Их разработка и внедрение требуют полного инновационного цикла: от научных исследований и разработок, которые должны масштабироваться в отраслевых институтах, до промышленного выпуска. В РФ до недавнего времени подобных проектов было немного. А после введения санкций сложности возникли с импортом.

«В настоящее время удалось улучшить ситуацию с производством отечественных катализаторов для нефтепереработки в части производства моторных топлив, - рассказали Mashnews в ГК «Титан». - Но, например, катализаторы для гидрирования ацетона, применяющиеся при производстве высококачественного изопропилового спирта, мы продолжаем импортировать».

До введения санкций эти катализаторы импортировались из стран Запада, после - из Китая, Индии и других стран Востока.

Изопропиловый спирт широко используется в медицине как основной компонент дезинфицирующих средств. В результате использования катализатора его качество становится существенно выше, а именно чистота является главным критерием для потребителей.

«Кроме того, на рынке широко представлен ацетон, - говорят в ГК «Титан». - При помощи катализаторов из него можно производить более ценное продукты. И тогда ацетон становится высокомаржинальным сырьем». 

Отечественная технология производства катализаторов для гидрирования ацетона уже создана - Институтом катализа им. Г.К. Борескова СО РАН.

Российский вариант, как уверяют, не уступает зарубежным аналогам ни по объему выхода, ни по селективности превращения ацетона в спирт, ни по чистоте конечного продукта. Разработка заняла порядка трех лет, сейчас она проходит опытно-промышленные испытания. Но первую опытную партию катализаторов гидрирования ацетона планируется выпустить лишь в 2026 году. Зато в перспективе отечественная технология может позволить не только полностью отказаться от импорта, но и начать экспортные поставки. 

В настоящее время ГК «Титан» работает над созданием ряда отечественных катализаторов для производства изопропилбензола, фенола и ацетона, изопропилового спирта, полиэтилентерефталата.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!