09 октября 2025 10:36
читать 10 минут

Отечественная рыбофабрика за 2,4 млрд может оказаться никому не нужной

Первая в России импортозамещенная рыбофабрика получила одобрение Минпромторга РФ. Фабрику построила петербургская компания «Морские комплексные системы», получившая в 2023 году субсидию на реинжиниринг судового комплектующего оборудования.

Однако, по словам руководителя «Морских комплексных систем» (МКС) Павла Зубкова, есть риск, что результаты двухлетней работы окажутся никому не нужны, а 2,4 млрд рублей потрачены зря, пишет «Деловой Петербург».


Рабочая группа Минпромторга РФ 29 сентября одобрила рыбофабрику, которую МКС изготовили в рамках программы импортозамещения с участием государственных субсидий. Об этом изданию сообщил источник в министерстве, информацию подтвердили в компании.

Рабочая группа рекомендовала Минпромторгу принять результаты этого этапа работы, ставшего последним в комплексном проекте, на исполнение которого Минпромторг в ноябре 2022 года принял решение выделить субсидии в сфере импортозамещения судового комплектующего оборудования. Всего Минпромторг выделил тогда 18,4 млрд рублей 36 компаниям на 66 проектов.

В течение полутора лет с момента подписания соглашения с Минпромторгом МКС спроектировали и изготовили опытные образцы элеваторов, измельчителей, судовой рыбомучной установки, холодильного оборудования для оснащения RSW–танков, компрессорно–конденсаторных агрегатов трюмных холодильных машин и судового оборудования для рыбофабрик.

Инженерный центр МКС разработал более 370 изделий, в том числе 25 изделий «глубокого» обратного инжиниринга, вся документация одобрена Российским морским регистром судоходства (РМРС), выдавшим после годовых испытаний оборудования сертификаты и свидетельства о типовом одобрении. На малую и среднюю рыбофабрики РМСР выдал сертификаты 15 сентября.

По словам заместителя генерального директора МКС Константина Скупяка, фактически на создание всего оборудования потрачено 1,4 млрд рублей из субсидии Минпромторга: около 500 млн на рыбофабрики, около 550 млн на холодильные установки, около 200 млн на рыбомучную установку и примерно по 50 млн на измельчители и элеваторы.

Более 1 млрд рублей, по словам представителя МКС, компания потратила из собственных средств, включая приобретение и ремонт производственных площадей, а также строительство собственных испытательных комплексов. Холодильные установки смонтированы в Мурманске, рыбофабрика установлена и работает в демонстрационном режиме в Рощино (Ленинградская область), опытный образец рыбомучной установки (для переработки отходов первичной обработки рыбы с получением рыбной муки и жира) смонтирован в Рославле Смоленской области.

Все оборудование предназначено для установки на траулерах–процессорах  и на береговых производствах.

Компании, получившие субсидии Минпромторга на разработку, создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования, полностью выполнят взятые на себя обязательства, когда сумеют продать это оборудование.

В пункте 23 утвержденных правительством Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования сказано: 

«Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, являются: объем реализации разработанного в рамках комплексного проекта без учета модернизации производства судового комплектующего оборудования… должен составлять не менее 0,5 размера запрашиваемой субсидии…» 

Это означает, что МКС должны суметь продать созданное с участием государственных денег оборудование не менее чем на 700 млн рублей.

По словам совладельца и генерального директора МКС Павла Зубкова, сложившиеся на российском рынке рыбопромыслового оборудования условия делают исполнение этого требования невозможным.

«Решение о выделении субсидий Минпромторг принимал в конце 2023 года, когда из–за международных санкций разрушились многие логистические цепочки и рыболовецкие компании остро нуждались в рыбоперерабатывающем оборудовании, — они же привыкли, что оно целиком европейского производства. Министерство все сделало правильно, только ни они, ни мы не волшебники, на импортозамещение ушло 2 года. Но не могли же рыболовецкие компании на это время прекратить промысел — они наладили новые поставки, прежде всего из Китая и Южной Кореи. Получившие государственные субсидии компании проделали огромную работу, Минпромторг доволен результатами, только результаты эти, к сожалению, никому не нужны — у всех уже все есть, правда, снова импортное…», — говорит руководитель МКС.

В мае 2023 года Павел Зубков стал одним из инициаторов внесения в Государственную думу законопроекта, который предполагал изменения в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Суть предложенных изменений сводилась к обязанию владельцев рыболовецких судов отдавать предпочтение оборудованию российского производства. Законопроект так и не был рассмотрен.

Партнер юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что налицо ситуация, когда виноватых нет, но компания приняла на себя риск негативного изменения рыночной конъюнктуры.

«Я бы посоветовал такой компании попробовать внести изменения в соглашение с Минпромторгом в части KPI, которые они должны выполнить, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств. Мы ведем похожий спор с другим министерством, где получатель субсидии захотел в судебном порядке изменить соглашение по предоставлению субсидий. Спор не завершен, но стоит отметить, что прокуратура, которая провела проверку правильности исполнения соглашения, и министерство довольно жестко отстаивают свои права и не хотят трактовать или менять соглашение в пользу получателя субсидии. Они пытаются перекладывать все риски изменившихся обстоятельств на получателя государственных средств. Если в случае с «Морскими комплексными системами» Минпромторг откажется разделить риски по продаже оборудования, то у компании остаются два пути: попробовать защитить свои права в суде или же вернуть часть субсидии и причитающийся штраф (не более 10% от суммы субсидии) в бюджет», — говорит Роман Макаров.

Ведущий юрисконсульт военно–промышленного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» (КМЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) Александра Бондаренко считает, что единственный способ избежать санкций за неисполнение пункта 23 Правил предоставления субсидий… — это направить обращение в Минпромторг с просьбой внести корректировки в план–график реализации проекта, перераспределив обязательства по объему и срокам реализации продукции.

«Если Минпромторг сочтет такое обращение обоснованным, изменения в соглашение о предоставлении субсидии действительно могут быть внесены. В таком случае удастся избежать санкций, среди которых и расторжение соглашения с возвратом всей суммы предоставленной субсидии. В случае отказа можно пробовать обжаловать решение Минпромторга в судебном порядке. Но, как показывает судебная практика, причины неисполнения соглашения о предоставлении субсидии должны быть очень весомыми, чтобы суд встал на сторону получателя субсидии, а не Минпромторга», — полагает Александра Бондаренко.

СПРАВКА

ООО «Морские комплексные системы» зарегистрировано в Петербурге в 1992 году. Указанный в СПАРК профиль компании — «строительство кораблей, судов и плавучих конструкций», уставный капитал — 1,6 млн рублей. Компания в равных долях принадлежит генеральному директору Павлу Зубкову и АО «Инвестиции и консалтинг» из Татарстана, бенефициаром которого СПАРК называет генерального директора АО «Холдинговая компания “Ак Барс”» Ивана Егорова. Финансовые результаты МКС не публикует.

Больше новостей:
Производственный холдинг KMZ:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!