Основатель "Агаты Кристи" хочет возродить производство музыкальных инструментов
На Урале собираются запустить выпуск современной музыкальной аппаратуры. Фронтменом проекта выступает основатель группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. Он по образованию конструктор-технолог радиоаппаратуры. Поэтому говорит, что начинать надо с элементной базы. И с людей, понимающих запросы музыкантов.
Непочатый край работы
Платформу для производителей отечественного медиаоборудования представил 10 июля 2023 года на выставке «Иннопром» рок-музыкант, композитор и основатель группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. Он говорил о том, что в музыкальной отрасли России есть серьёзные проблемы, но их можно решить.
Сейчас для проведения крупных концертов и сценических шоу, музыканты и продюсеры используют в основном импортное оборудование, рассказал MASHNEWS Вадим Самойлов.
Российский рынок аппаратуры и инструментов находится не в лучшей форме. Хотя отдельные производители есть. Можно, говорит он, выделить компанию «Протон», которая делает большой звук и даже свет. Плюс фирмы «Октава», «Союз» и в некоторой степени «АТМ». Но в целом это не покрывает линейку оборудования, необходимого для концертов, а также для радио, кино и телевидения. Поэтому здесь непочатый край работы, но пока всё печально.
«Есть энтузиасты, которые и сейчас делают какие-то стендовые образцы или очень малые партии крафтовых инструментов. Но в серию пока никто не вышел. Основные проблемы те же самые, что и у любых производителей отечественной радиоэлектроники: элементная база, комплектующие, человеческий ресурс, кредитование. То есть тут ничего нового нет, у всех одинаковые проблемы», — говорит Самойлов.
Сначала технопарки
Проект экосистемы «Космос». Изображение: архитектурное бюро «Гордеев — Демидов»
Возрождением музыкальной индустрии займутся на площадке экосистемы «Космос» (включает два технопарка и один индустриальный парк в Екатеринбурге). Произойдёт это не сразу, говорят идеологи проекта. Но как минимум построить все технопарки должны в 2025 году.
Директор Корпорации развития Среднего Урала Андрей Мисюра рассказал MASHNEWS, что идея технопарка и индустриального парка для развития высокотехнологичных производств не уникальна, но в Екатеринбурге решили пойти дальше.
«Мы решили создать нечто более востребованное — соединить в одном месте ключевые аспекты любого высокотехнологичного бизнеса: НИОКР, производство, кадры, финансовые ресурсы и услуги по продвижению бизнеса. Другими словами, создать экосистему. Каждый из участников будет предлагать другому свои компетенции, те продукты и услуги, в которых они сильны. Рядом с технопарком находится Институт радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета (УрФУ). Предприятиям сотрудничество с УрФУ выгодно, поскольку поможет решить кадровую проблему и получить специалистов с нужными навыками, в том числе для производства радио- и медиаоборудования», — отмечает Мисюра.
Без радиоэлектроники не будет музыки
Фото: Ирина Бужор / «Коммерсантъ»
«Никто не умеет выводить продукцию в серию, для этого нет условий, — говорит Вадим Самойлов. — В общем, болячки у всех одни и те же. Но на »Иннопроме« премьер-министр Мишустин сказал, что правительство утвердило Концепцию технологического развития страны. Это касается и радиоэлектроники. Очень надеюсь, что, исходя из этого посыла, последует ряд мер, чтобы отрасль поддерживать».
Концепцию технологического развития правительство утвердило 20 мая 2023 года. В ней признаётся, что «российская экономика остаётся в критической зависимости от импорта продукции микроэлектроники». И говорится о необходимости реализации крупнейших проектов (мега-проектов) по производству линеек нового сложного оборудования. Электронная и радиоэлектронная промышленность в их числе.
В то же время в России действует Стратегия развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года. Её цель — обеспечить рост производства музыкальных инструментов до 3,2 млрд рублей, звукового оборудования — до 4,4 млрд рублей (всё это к 2030 году). Тогда же в стране должна сформироваться конкурентоспособная и эффективная музыкальная индустрия. Она и обеспечит потребности населения, исполнителей и образовательных организаций в современном оборудовании.
Всё это вполне реально, считает Вадим Самойлов. Если начнёт восстанавливаться радиоэлектроника, то и музыкальный сегмент, и видео, и кино пойдут вверх. Самойлов (по образованию — конструктор-технолог радиоаппаратуры) это хорошо понимает.
Полезный китайский опыт
Фото: iStock
Но есть ещё одна серьёзная проблема — кадры. Нужны люди, которые не просто осознают запросы музыкантов, но ещё и в курсе, как сделать для них сложное радиоэлектронное оборудование.
Здесь путь не очень близкий, но нужно начинать, считает Вадим Самойлов.
«Автопром китайский почему выскочил? — говорит он. — 20 лет назад было создано огромное количество автомобильных институтов, где и появились инженеры, благодаря которым мы видим рывок китайского автопрома. Нам нужно поступать точно так же. Нужно образование. Если мы говорим про радио-, и вообще про приборостроение, нужно возвращать престиж радиоинженера. Специальности эти есть, но если брать наш радиофак уральский, то в основном молодые люди идут на айтишников. При смене условий, если оплата труда будет увеличиваться, то и на эти специальности больше людей пойдёт».
«В Институте радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ мы открываем Лабораторию света и звука. Это пока только факультативная лаборатория, но она призвана через музыкальное оборудование привить интерес к радиоинженерии и радиоконструированию. Там студенты будут изучать всё, что касается звукозаписи, звука, света, экранов, всего концертного комплекса. Вот с этого мы и начинаем», — объясняет Самойлов.
А поеду-ка я в Шую покупать гармонь большую
Фото: mir-mio.ru
Спрос на российское оборудование обязательно будет, уверен музыкант.
«Наши инженеры ещё в советское время производили уникальные инструменты, которые известны и звучат на многих фонограммах международного уровня, — рассказывает Самойлов. — Недостаток был в чём? Нет обратной связи между инженерами и музыкантами. Ресторанные профессиональные музыканты предпочитали всякие малогабаритные иностранные синтезаторы. Наши инструменты звучали очень хорошо, но в плане эксплуатации и транспортировки были не очень удобные».
В Екатеринбурге в своё время были успешные проекты. Свердловский завод электроавтоматики разработал синтезатор «Поливокс» (его выпускали в Качканаре), а свердловская фирма «Урал» — электрогитары. За двадцать с небольшим лет было выпущено и продано более 200 тысяч «Уралов». Правда, с тех пор прошло много лет.
«Но за эти 30 лет мы посмотрели, поиграли, своими руками пощупали, и я считаю, что наша российская инженерная мысль способна создавать оборудование вполне интересное и хорошее», — говорит Вадим Самойлов.
Надо выбрать правильный ценовой сегмент, считает композитор: «Это будет большая ниша с приемлемой ценой где-то посередине между массовой китайской продукцией и американскими, европейскими лэйблами, у которых ценник задран очень сильно».
СПРАВКА MASHNEWS:
В России работают десятки компаний, которые производят как электро-, так и акустическое оборудование и инструменты. В Ассоциацию участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования входит 65 предприятий.
AMT Electronics производит оборудование для гитаристов и бас-гитаристов. «Октава» выпускает конденсаторные, ламповые, электретные и ленточные микрофоны для профессиональной звукозаписи. Микрофоны «ручной работы» делает компания «Союз».
Пианино в стране выпускают девять предприятий. Пять производителей («Нева-Саунд», ФРП «Аккорд», «Тульская гармонь», «Азия Мьюзик Компани», «Медиус») входят в Реестр российской промышленной продукции.
На выпуске язычковых музыкальных инструментов (гармоней, аккордеонов и баянов) специализируются три компании: «Юпитер», «Тульская гармонь» и «Шуйская гармонь».
Ижевский завод Т.И.М. выпускает гитары, балалайки и домры. Петербургский Завод духовых музыкальных инструментов — самые дорогие медные духовые инструменты — тубы. MiLena Music производит акустические и электрогитары. Goronok String Instruments — струнно-смычковые инструменты.
Иван Валов для MASHNEWS