Музыкальное импортозамещение. Госучреждениям запретят покупку заграничных пианино
Минпромторг предложил запретить покупать иностранные пианино для государственных и муниципальных нужд. Отечественные фабрики готовы поставить инструменты в нужных для госнужд количествах. По качеству они не хуже советского «Красного октября». Для школ этого достаточно, для консерваторий — мало.
Китайские пианино тоже под угрозой
Минпромторг подготовил изменения в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд…», предложив дополнить список пунктом «пианино». Общественные обсуждения документа закончатся 6 февраля.
Пианино и сейчас входят в список товаров с ограничением допуска — если на конкурс выходят два российских подрядчика, заявка иностранного производителя автоматически отклоняется.
Полный запрет на госзакупки пианино из других стран оправдан, считает директор Национальной ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования Максим Гузинин.
«Здесь проявится тот же положительный эффект, что и в других областях промышленности. Закупка отечественных музыкальных инструментов увеличивает объём производства и реализации продукции, повысит уровень доверия к компаниям среди потребителей. Этот шаг отсечёт в том числе индивидуальных предпринимателей, которые за счёт цены выигрывали поставки. Они привозили из Китая »no namе« инструменты и поставляли их без обслуживания и гарантии», — сказал MASHNEWS Максим Гузинин.
Что делают в России
В России пианино делают девять предприятий. Пять производителей («Нева-Саунд», «ФРП »Аккорд«, »Тульская Гармонь«, »Азия Мьюзик Компани«, »Медиус«) входят в Реестр российской промышленной продукции. Три компании участвуют в программе гарантированного государственного заказа. Это обязывает их ежегодно повышать уровень локализации. С начала следующего года минимальный уровень локализации производства пианино на территории России — 70%. Это значит, что доля стоимости использованных при производстве иностранных деталей должна составлять не более 30%.
Ещё четыре российских изготовителя пианино находятся на стадии подготовки документов для включения в реестр.
Компания «Нева-Саунд», говоря о модели пианино «Михаил Глинка», сообщает, что это младший брат чешского W.Hoffmann Vision V120. Именно этот инструмент выступил в качестве образца при создании отечественного продукта. Другие отечественные производители также делают инструменты по технологическим лекалам известных зарубежных брендов: Bechstein, Seiler, Steffes&Schultz, Petrof.
Несколько репетиторов по обучению игре на фортепиано в разговорах с MASHNEWS дали невысокую оценку современным российским инструментам. Один из них отметил, что в частном порядке россияне («из тех, кто может себе это позволить») продолжат покупать качественные европейские и американские инструменты «другими путями». И отечественные инструменты недёшевы. «Может быть »Михаил Глинка« и хорош, но посмотрите на цену», — сказал другой собеседник. На сайте производителя указано, что «Михаил Глинка» стоит 850 000 рублей без доставки, установки и настройки.
До «топовых» инструментов российским производителям ещё далеко, заявил MASHNEWS Денис Быстров, проректор по учебной и воспитательной работе петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова.
«Это как с автомобилями. Нельзя взять и за пять лет сделать что-то достойное. С другой стороны, хорошо, если у нас будет свой ширпотреб, который в основном и нужен в музыкальных и общеобразовательных школах. Могу сказать, что нынешние российские инструменты не хуже советского »Красного Октября«, который был везде», — говорит Быстров.
Он добавил, что парк пианино в образовательных организациях страны изношен на 80%. И для школ сейчас все новые инструменты хороши.
«Огромное количество инструментов надо менять, и всё, что будут поставлять, — лучше, чем есть сейчас», — считает Быстров.
Президент Ассоциации фортепианных мастеров Владимир Частных напомнил, что в Советском Союзе работало порядка 40 фортепианных фабрик. Но как только открылся рынок, все эти производства оказались неконкурентоспособными, — потребители предпочли их продукции гораздо более качественные западные инструменты. Государство в своё время ничего не сделало, чтобы поддержать своего производителя, добавил Частных.
В Национальной ассоциации участников музыкальной индустрии уверены, что ситуация с качеством инструментов изменилась. В России работает Межведомственный экспертный совет по оценке качества продукции отечественных производителей музыкальных инструментов. В него входят представители Минпромторга, Минкульта, технические специалисты, известные музыканты. Решения совета о соответствующем качестве музыкальных инструментов принимаются 2/3 голосов членов совета. Пианино производителей из списка исполнителей гарантированного госзаказа получили положительные оценки членов совета.
Рояли завозить можно, но санкции мешают
По данным Росстата и Федеральной таможенной службы России, в 2021 году объём российского рынка пианино составил около миллиарда рублей или 2000 штук в натуральном выражении. На долю отечественных производителей приходилось порядка 50% объёма рынка.
Максимальные производственные возможности только пяти фабрик, входящих в реестр российской промышленной продукции, составляют 2150 единиц. Рояли в России производят в штучном количестве, поэтому зарубежные модели по-прежнему разрешено приобретать в рамках госзакупок.
Однако весной этого года США полностью запретили ввозить в Россию концертные рояли, они отнесены к предметам роскоши. Япония не разрешает ввоз роялей стоимостью больше 1600 долларов, ЕС — 1500 евро.
Алексей Горпинченко