Опасный госзаказ. За исполнителями госконтрактов следят десятки надзорных органов
Даже самые добросовестные исполнители госзаказов не защищены от уголовного преследования. Мошенничеством могут признавать досрочное подписание акта и сокращение расходов. Уголовное дело может быть возбуждено даже через десять лет.
Сплошные проверки
Бизнес, заключивший договоры на поставку продукции и оказание услуг с государственными органами, контролирует масса организаций: полиция, Федеральное казначейство, прокуратура, Следственный комитет, налоговые органы, Федеральная антимонопольная служба. Если контракт связан с оборонным заказом — ещё и Министерство обороны, Росфинмониторинг, Федеральная служба безопасности и уполномоченный банк.
По мнению экспертов, в 2022 году чиновники с большим пониманием относились к проблемам бизнеса, не приводившим к формальным нарушениям госконтрактов. Но, говорят юристы, успокаиваться не надо — уголовное дело может быть возбуждено и гораздо позже.
Штрафы, выписываемые Федеральной антимонопольной службой (ФАС), — неприятное, но не самое суровое из возможных наказаний. Предприятия оспаривают их в судах, хотя и не всегда успешно. В январе 2023 года до Верховного суда РФ дошло дело АО «Муромский завод радиоизмерительных приборов». Завод не согласен с решением ФАС о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа в 700 тыс. рублей за срыв оборонного заказа.
В 2019 году Минобороны и завод подписали соглашение на изготовление радиолокационных станций. В январе 2022 года во время испытаний был выявлен брак детали в одном из субблоков. ФАС посчитал это нарушением требований к оборонной продукции. И в марте 2022 года муромский завод был оштрафован. Предприятие доказывает, что субболок — незаконченное устройство и его нельзя рассматривать как оборонную продукцию. Дело прошло три инстанции. 13 января 2023 года кассационная жалоба завода поступила в Верховный суд РФ.
Рейтинговые дела
По данным Единой информационной системы в сфере закупок, в 2022 году государственные заказчики заключили контракты на 11,2 трлн рублей, в том числе федеральные — на 3 трлн рублей.
По словам партнёра адвокатского бюро ZKS Алексея Буканева, исполнение государственных контрактов можно уже назвать эквилибристикой.
«Возбуждение уголовного дела, особенно в военно-промышленном комплексе, является рейтинговой статьёй в статистике правоохранительных органов, которые всеми правдами пытаются найти нарушения. Причём скрупулёзно проверяется не только выполнение госконтракта, а вся деятельность компании. Опасаясь этих рисков, многие предприниматели в принципе не берутся за бюджетные заказы», – сказал MASHNEWS Алексей Буканев.
В конце прошлого года были введены новые санкции для исполнителей оборонных заказов. В Уголовный кодекс вошли новые статьи: 201.2 (нарушение условий государственного контракта по гособоронзаказу) и 285.5 (нарушение должностным лицом условий государственного контракта по гособоронзаказу). Максимальное наказание по обеим статьям — 10 лет лишения свободы. (MASHNEWS писал об этом). Практика по этим статьям ещё не наработана.
Январь — месяц охоты
© Илья Наймушин / РИА Новости
Охоту на подрядчиков надзорные органы начинают в январе. Цель — выявить факты досрочного принятия работ со стороны госзаказчиков.
«Представляющие госзаказчиков чиновники должны закрыть бюджетный план до 1 января. Поэтому они могут предложить подрядчику подписать акт на ещё фактически не выполненные работы. Вот только со стороны компании эти действия могут квалифицироваться как мошенничество, даже если к моменту выявления все работы будут действительно выполнены», — отмечает руководитель уголовно правовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры» Андрей Тузов.
«Досрочное подписание актов может трактоваться как мошеннические действия. Хотя если в дальнейшем работы будут выполнены, риск привлечения к уголовной ответственности понижается», — полагает Алексей Буканев.
Иначе такие риски оценивает Алёна Гришкова из коллегии адвокатов Pen&Paper: «Если досрочное подписание акта не повлекло наступления общественно опасных последствий (все работы были выполнены в полном объёме, надлежащим образом и без нарушения иных существенных условий), то как объективные, так и субъективные признаки состава какого-либо преступления отсутствуют», — убеждена юрист.
Экономить не надо
Большинство государственных контрактов заключается по фиксированной цене. Предприятие-исполнитель несёт все риски изменения рыночной ситуации. Подорожание комплектующих или субподрядных работ — его проблемы.
При этом исполнитель не вправе самостоятельно изменять смету и суммы затрат. Даже если все работы были выполнены добросовестно, своевременно и качественно, любое отступление от документов может рассматриваться как мошенничество. Особенно в сфере гособоронзаказа, когда большинство операций отслеживается через специальный счёт в уполномоченном банке.
«С точки зрения бизнеса можно за счёт обоснованной экономии на одних работах превысить расходы на других операциях. Но при расследовании таких дел перед экспертом ставится вопрос только о выявлении незаконной выгоды, то есть порой вынужденные затраты не учитываются», — поясняет Андрей Тузов.
«После подписания договора любое изменение сметы, особенно в сторону снижения затрат, является нарушением и ведёт к риску возбуждения уголовного дела, — поясняет Алексей Буканев. — Можно сказать, что после завершения контракта правоохранители рассматривают его под лупой. Например, при строительстве автодороги подрядчик не утилизировал грунт. Следствие квалифицировало использование вторсырья на нужды того же строительства как мошенничество — хищение выделенных на утилизацию средств».
«Практика свидетельствует, что следственные органы чаще всего должным образом не доказывают субъективную сторону предполагаемого преступления. И не всегда при установлении размера ущерба учитывают объёмы надлежаще выполненных работ», — объясняет Алёна Гришкова.
«Более того, мошенничество в сфере госзаказа не признаётся совершённым в сфере предпринимательской деятельности, что позволяет заключать бизнесменов под стражу», — отмечает юрист.
Работа перед ошибками
© Антон Новодережкин / ТАСС
Дополнительные риски влечёт привлечение к исполнению работ индивидуальных предпринимателей и других субподрядчиков, в репутации которых могут сомневаться надзорные органы.
По словам Андрея Тузова, Федеральное казначейство считает подозрительными почти все переводы в пользу индивидуальных предпринимателей. А правоохранительные органы могут рассматривать такие операции как попытки обналичивания.
Преступлением может признаваться практически любое нарушение государственного контракта, в том числе сдача неполного объёма работ, некачественное их выполнение, приписки и так далее. Например, генеральный директор ООО «ФаворитСтрой» Владимир Коломийченко завысил объём работ при строительстве детского сада в посёлке Власиха Московской области, причинённый ущерб чиновники оценили в 9,2 млн рублей. Даже с учётом признания вины и раскаяния бизнесмена приговорили в трём годам реального лишения свободы, осуждённый был взят под стражу в зале суда.
С другой стороны, во многих случаях возбуждение уголовного дела можно предупредить. Доследственной проверке со стороны правоохранительных органов чаще всего предшествует расследование ФАС. В отличие от полицейских сотрудники антимонопольного ведомства имеют экономическое образование, понимают практику работы добросовестного бизнеса и не преследуют карательных целей.
Поэтому эксперты считают, что своевременное устранение выявленных ФАС недочётов исключит передачу материалов правоохранителям и уголовное преследование.
СПРАВКА MASHNEWS:
В 2021 году ФАС провела 12,6 тыс. проверок в отношении закупок. Вынесено 5,6 тыс. постановлений о наложении административных штрафов. Данных за 2022 год пока нет. Отдельной статистики по уголовным наказаниям за неисполнение госконтрактов не ведётся. За нарушения контрактов руководителей предприятий обычно привлекают к ответственности по статье «Мошенничество».
Павел Нетупский для MASHNEWS